Коррупционный скандал приводит ЕС в замешательство

Коррупционный скандал приводит ЕС в замешательство«Кто самый узнаваемый член Европейского парламента?” звучит в нынешних реалиях как анекдот, вроде “Кто самый хорошо одетый имитатор Бориса Джонсона?” Тем не менее, теперь на озвученный выше вопрос есть ответ:: Ева Кайли, которая начала неделю — но не закончила ее — в качестве вице-президента парламента (не волнуйтесь, осталось еще 13). Госпожа Кайли, греческий депутат Европарламента, теперь является образцом того, что, возможно, является худшим случаем подлости за шестилетнюю историю институтов ЕС. 9 декабря бельгийская полиция арестовала шесть человек, четверым из которых, включая госпожу Кайли, позже были предъявлены обвинения в коррупции и отмывании денег. Более 1,5 млн евро (1,6 млн долларов США) в виде наличных платежей, предположительно произведенных Катаром, были изъяты бельгийской полицией, которая провела 20 рейдов, в основном связанных с действующими или бывшими депутатами Европарламента и их сотрудниками. И госпожа Кайли, бывшая дикторша новостей, и ее итальянский партнер, помощник в парламенте, томятся в брюссельской тюрьме. Они отрицают правонарушения, как и Катар, который называет претензии “необоснованными”. Ее отец, арестованный после того, как его поймали на том, что он таскал набитый деньгами чемодан из отеля рядом с парламентом, был освобожден как простой подозреваемый сообщник.

В связи с продолжением расследования в Брюсселе (и Страсбурге, куда парламент по нелепой причине убегает раз в месяц) воцарилось настроение нервозности, замешательства и негодования. Есть признаки, указывающие на возможную причину любого трансплантата. Катар хочет, чтобы его граждане могли отдыхать в Европе без визы, что является привилегией, предоставляемой многим богатым странам. Это должно было произойти неделю назад, но сейчас все заморожено. Она также хотела умерить критику своего отношения к трудящимся-мигрантам во время чемпионата мира. Госпожа Кайли объявила Катар “лидером в области трудовых прав”, что является непопулярным мнением в Европе. Ее левоцентристская политическая группа, похоже, работала над тем, чтобы смягчить предложение, критикующее Катар. Другой арестованный, Пьер Антонио Панцери, депутат Европарламента до 2019 года, является главой неправительственной организации, которая, помимо всего прочего, борется с безнаказанностью. (Связаться с ним для комментариев не удалось.)

Если обвинения против этих людей подтвердятся, будет ли это свидетельством глубоко укоренившейся гнили в ЕС? Вероятно, нет. Более 60 000 человек работают в европейских институтах, в том числе около 10 000 только в парламенте. В каждой политической системе есть мошенники. В Америке 90 000 долларов однажды были найдены в морозильной камере конгрессмена вскоре после того, как он встретился с лоббистами. Чем меньше вопросов будет задано о финансировании прошедших выборов во Франции, тем лучше. Британские депутаты заявили о некоторых комично сомнительных расходах до того, как средства массовой информации разоблачили их. Список можно продолжать. Было известно, что в распоряжении Катара была одна или две машины для подсчета банкнот: сообщается, что в период с 2011 по 2015 год британский принц Чарльз, каким он тогда был, принял 3 млн евро наличными от катарского политика (указывалось, что совершенно законно для его благотворительных целей).

Но грязные скандалы могут нанести ущерб Европейскому парламенту — и, следовательно, ЕС в целом — больше, чем национальной политике. Ибо, в отличие от национальных законодательных органов, брюссельский парламент трудится в относительной безвестности. Избиратели в типичной европейской стране, услышавшие о местном политике, уличенном в мошенничестве, сопоставят эту историю с множеством других материалов о местной политике и придут к выводу, что плохое поведение является исключением. Напротив, эта история евро-коррупции произвела фурор на в остальном чистом холсте. Сообщения о выходках госпожи Кайли поставили Европейский парламент на первое место в вечерних выпусках новостей по всему континенту. Это чрезвычайно редко, если не беспрецедентно.

Будут подняты вопросы о том, как учреждения в Брюсселе контролируют сами себя. Неловко, но именно бельгийские власти раскрыли предполагаемую коррупционную сеть, а не ЕС. По данным «Transparency International», более четверти депутатов Европарламента имеют вторую работу. Теоретически они не должны выступать в качестве лоббистов, но на практике мало кого заставляют подробно рассказывать о том, что они делают. Правила стали жестче, чем когда-то, но санкции применяются редко, хотя коррупционный скандал (гораздо меньшего масштаба) привел к падению всей Европейской комиссии в 1990-х годах.

Подлость на этой неделе сорвет попытку Европейского парламента обуздать коррупцию среди 27 государств-членов блока. По иронии судьбы, примерно в то время, когда полиция оцепляла здания парламента как возможные места преступлений, ЕС добился редкого успеха в борьбе со взяточничеством. 12 декабря государства-члены ЕС договорились приостановить субсидии ЕС Венгрии на сумму 6,3 млрд евро до тех пор, пока она не будет придерживаться основных принципов верховенства права. Депутаты Европарламента были одними из самых эффективных сторонников наказания за коррупцию в Венгрии, где правящая партия расточает деньги европейских налогоплательщиков на сомнительные проекты. Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии, сейчас злорадствует по поводу дискомфорта ЕС.

Больше денег, никаких проблем

Скандал знаменует собой плохой конец того, что было хорошим годом для ЕС и его институтов. Блок оказался гораздо более сплоченным, чем кто-либо ожидал, в оказании помощи Украине: новый пакет помощи в размере 18 миллиардов евро должен был быть подписан на саммите лидеров ЕС, как стало известно «The Economist». В отношении России были введены жесткие санкции, которые усиливаются даже после того, как ответное энергетическое эмбарго привело к резкому росту счетов за отопление в Европе. Европейский парламент может претендовать на скудную заслугу за все это. Это имеет небольшой вес в высокой политике. Его задача состоит в том, чтобы придать видимость демократической легитимности странному устройству, которым является ЕС. Прежде чем просить о дополнительных полномочиях, ему придется разобраться в этом беспорядке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here