Агентство «Киодо», со ссылкой на японские источники отмечает, что китайская позиция относительно принадлежности южнокурильских островов претерпела изменения. Если с момента заявления Мао Цзэдуна, сделанного им в 1964 году, Китай последовательно отмечал южнокурильские острова «за Японией», считая их оккупированными СССР, то, до последнего момента, Китай точно так же не признавал над четырьмя островами российского суверенитета.
И вот, во время визита в Россию председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что в этом споре Пекин «занимает нейтральную позицию и не принимает чью-либо одну сторону». Пока степень официальности подобной позиции, при большом желании, может быть поставлена под сомнение, но для расстройства японцев достаточно и того.
Сближение России и Китая не является новостью и, по мере истинной или кажущейся агонии Запада, оно смотрится достаточно естественным. Партнерство двух стран не смотрится равноправным даже в России, но, как убедительно показывает история, для успеха или неудачи в глобальных делах «вечные» союзники не существуют, а попытки их сделать таковыми чрезмерно обременительны. А долговременные или откровенно ситуативные союзники – вполне годятся даже для решения стратегических задач. Так что, союз России и Китая вполне устраивает обе стороны. А, если позиция Китая, ставшая нейтральной не устраивает Японию, то тем хуже для нее. Япония имеет с Китаем серьезный исторический счет и, кто бы мог подумать, также неурегулированный территориальный спор. И, проценты по этому счету – вовсе не списаны китайской стороной.