Предварительное разрешение спора – это процесс, в котором сторона, пострадавшая от ущерба, выражает свои потребности посредством жалобы. Данная процедура осуществляется до обращения в вышестоящие инстанции (суд) и заключается в содействии незаинтересованного третьего лица в разрешении конфликтной ситуации, так как в ином случае все может дойти до того, что потребуются судебные экспертизы, которые проводят профессионалы.
В каких случаях разрешение спора обязательно?
Урегулирование претензии является обязательным в случаях, предусмотренных законодательством, и включает в себя:
- разрешение конфликтных ситуаций, возникающих при выдаче алиментных выплат
- взыскание долгов и штрафов.
- разрешение ситуаций, связанных с налоговыми правонарушениями, взыскание налоговых пеней.
- подать жалобу на перевозчика или туристическое агентство.
- при установлении или изменении права ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом (землей, зданием, сооружением).
- заключение и изменение договора (оферты).
После представления документов, подтверждающих соблюдение порядка разрешения жалобы спорной ситуации, дело может быть передано в суд.
Добровольное разрешение споров. Что это?
Если стороны, участвующие в конфликте, достигают соглашения путем переговоров и устраняют причину спора, без какого-либо принуждения и давления извне, происходит добровольное разрешение спора. Оно может быть как взаимным, так и односторонним, когда другая сторона не согласна ни на какие иные способы решения, кроме судебного. Как правило, добровольное разрешение спорной ситуации применяется в следующих случаях:
- в ситуациях, связанных с возмещением ущерба в случае дорожно-транспортного происшествия.
- если есть споры о наследовании чего-либо.
- при разделе имущества при расторжении брака.
- при возникновении споров, связанных с исполнением долговых обязательств (векселя).
В чем преимущества досудебного разрешения споров?
- Все просто и быстро. Судебное разбирательство – это процесс, который в лучшем случае может занять несколько месяцев. Предварительное урегулирование при наличии правильно составленной претензии происходит гораздо быстрее и зачастую занимает не более месяца.
- Материальное преимущество. Претензионное разрешение существенно сократит расходы и в целом обойдется сторонам спора дешевле, чем способ решения спора в суде.
- Партнерство. Предварительное разрешение спорной ситуации позволит сохранить партнерские отношения и в дальнейшем, взаимовыгодные и учитывающие потребности каждой стороны, вовлеченной в конфликтную ситуацию.
Жалоба. Как подать жалобу?
Четких требований к написанию и содержанию претензий нет. Жалоба может быть написана от руки или напечатана на компьютере, в свободной форме.
Основная часть жалобного письма должна содержать:
- Причина спора.
- Изложение сути требований, предъявляемых к нарушителю.
- Подробное описание существующих обязательств, взятых на себя субъектом, к которому предъявляются претензии.
- Перечень документов, подтверждающих претензию (договора, чеки и т.п.) и их копии.
- Вариант разрешения спора, адаптированный к потерпевшей стороне и срокам удовлетворения претензий.
- Действия потерпевшего в случае несоблюдения/отказа от выполнения требований.
Лучше поговори
Предварительное урегулирование спора (претензии) – оптимальный вариант разрешения конфликтных ситуаций. По сравнению с судебным разбирательством этот метод требует меньше времени и денег, проще и эффективнее. Грамотный подход и правильно составленная жалоба – залог успешного выхода из спорной ситуации и получения желаемого результата.