Многие крупные компании работают по франшизе. Этот способ развития интересен и предпринимателям, и владельцам брендов. Эксперты сервиса «Финансист» рассказали, сколько стоит открыть франшизу, как это сделать и кому подойдет этот вариант.
Франшиза — популярная схема во многих сферах бизнеса, которая даёт право работать под брендом известной компании. Это право франчайзи покупает у владельца — франчайзера. «При покупке франшизы вы получите готовую бизнес-модель, разработанные технологии и процессы. Франчайзер, конечно, не будет решать за вас все проблемы, но окажет поддержку по многим вопросам. Управление делом останется на вас», — добавили эксперты.
Цена франшизы складывается из трёх частей: паушального взноса, стартовых инвестиций и роялти. «Самое понятное — стартовые инвестиции. Они складываются из дополнительных затрат на открытие бизнеса. Паушальный взнос — фиксированная сумма, которая выплачивается в самом начале. Вознаграждение франчайзера за помощь. А роялти — это регулярные, обычно ежемесячные, платежи за право использовать бренд», — объяснили специалисты.
Перед открытием франшизы нужно выбрать сферу бизнеса, оценить риски и затраты. «Сначала всё взвесьте. Франшиза — это долгосрочный проект. Посчитайте, сколько будет стоить её открытие, привлечение клиентов, а также оцените необходимую финансовую подушку. Отдельное внимание стоить обратить на свою загруженность — ваших сил может не хватить», — рассказали эксперты.
Далее можно выбирать саму франшизу. На этом этапе важно проанализировать спрос в отрасли и финансовые показатели компаний. «Последний шаг — оформление документов и начало работы. Стандартные договоры защищают только франчайзеров, поэтому лучше всё просмотреть со своим юристом. После подписания договора вам передадут документы, внутренние стандарты и брендбуки, помогут выбрать помещение. Дальше дело будет только за вами», — добавили специалисты.
У работы по франшизе много плюсов: поддержка на этапе открытия, помощь по техническим и организационным вопросам. Риски и расходы будут меньше, чем при самостоятельном запуске нового дела. Но у этой схемы работы есть и минусы. «Франшиза ограничивает вас стандартами и инструкциями. В договоре может быть прописан ассортимент и корпоративный стиль, вплоть до дизайна помещения и униформы сотрудников. Даже повышение цены на продукцию будет зависеть не от вас», — уточнили специалисты «Финансиста».