Чипирование товаров – это процедура нанесения на изделие (или его упаковку) средств цифровой идентификации, которые обычно называют QR-кодами, кодами формата DataMatrix или чипами.
Процесс маркировки проходит в рамках законодательно установленных требований.
Целями маркировки изделий цифровыми средствами идентификации являются:
- противодействие выпуску в обращение на рынок товаров низкого качества, контрафактной или фальсифицированной продукции;
- облегчение учета за движением товарной продукции на всех этапах – от производства, выпуска на рынок до продажи конечному потребителю;
- информирование потребителей об особенностях приобретаемой продукции, включая данные о производителе, о местонахождении производства и т.д.;
- создание на российском рынке условий для добросовестной конкуренции;
- и иные.
Для тех товаров, в отношении которых маркировка QR-кодами или чипами является обязательной, отсутствие КМ (кодов маркировки) при выпуске на рынок товаров приводит к административной ответственности в виде штрафов и иных мер согласно КоАП РФ (узнать больше можно по ссылке https://promotest.ru/chipirovanie-tovarov ).
Нормативно-правовая база
Закон, которым устанавливалась необходимость проведения цифровой маркировки, был прият в январе 2019 года (ФЗ РФ №488). Нормативно-правовым актом определен порядок проведения процедуры, особенности функционирования Единой системы маркировки («Честный знак»), а также единый оператор системы – ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий).
Что же касается списка товаров, в отношении которых нанесение КМ является обязательным, то он указан в Распоряжении Правительства РФ №792 (следует отметить, что этот перечень постоянно дополняется новыми товарными группами).
Какие товары нужно чипировать?
Обязательное нанесение чипов осуществляется в отношении меховых изделий.
Все остальные категории товаров, подлежат маркировке кодами формата DataMatrix. Это:
- обувь;
- табачная продукция;
- изделия легкопрома, в частности блузы женские и для девочек (6106), куртки (6201, 6202);
- лекарства;
- автошины и автопокрышки;
- фотоаппаратура и вспышки;
- парфюмерия (туалетная вода и духи);
- молочная продукция.
Чем отличается чипирование от маркировки?
Чипирование (или КИЗование) – это нанесение на меховые изделия (группа ТН ВЭД 4203 10) RFID меток. Для этого применяются следующие методы:
- клеевой – это КИЗ с самоклеящейся основой, который помещается на вшитый ярлык, поэтому на таком маркировочном носителе должно быть предусмотрено свободное поле для того, чтобы нанесение чипа произошло без деформаций;
- вшивной – в этом случае КИЗ размещается на текстильных материалах и вшивается в шов таким образом, чтобы чип с необходимой информацией был виден (как правило, это осуществляется с внутренней стороны или изнанки изделия);
- накладной (или навесной) – это КИЗ на пластиковой основе, который прикрепляется с помощью одноразовой пломбы (в частности, в петличное отверстие или петлю-застежку, вшивную петлю или вешалку).
В том случае, если КИЗ на меховом изделии был испорчен или утерян, то для дальнейшей реализации товара его заказывают и наносят на изделие повторно.
Код маркировки – это своего рода QR-код в формате DataMatrix, который имеет следующую структуру:
- кода товара – GTIN (14 цифр);
- индивидуальный 13-символный серийный номер (его генерацию осуществляет участник или оператор системы);
- ключ поверки, состоящий из 4 символов (предоставляет оператор системы);
- код поверки – в нем предусмотрено 44 символа (предоставляет оператор).
Нанесение кода DataMatrix осуществляется на упаковку, маркировочные носители (этикетки и ярлыки – согласно РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008) либо на сам товар.
Что же касается стоимости кода DataMatrix, то она определена ПП РФ №577 и составляет 50 коп. (без учета НДС). В период добровольной цифровой маркировки коды предоставляются бесплатно.
На данный момент добровольный эксперимент по цифровой маркировке проходит для велосипедов для детей и взрослых, кресел-колясок для инвалидов и пациентов в процессе реабилитации, бутилированной питьевой воды, пива.
Кто должен чипировать товары?
В соответствии с положениями ФЗ, требования по обязательной маркировке продукции должны соблюдать все компании, а именно:
- производители;
- импортеры;
- компании по оптовой торговле;
- розничные продавцы.
Как внедрить цифровую маркировку?
Процедура проходит в несколько этапов.
В первую очередь, предпринимателю необходимо зарегистрироваться в Единой системе цифровой маркировки – «Честный знак». Для этого потребуется предоставить сведения о компании и продукции, получить электронную подпись квалифицированного усиленного типа.
Для выпуска чипов или кодов необходимо наладить взаимодействие с ЦРПТ. Также потребуется приобрести и установить оборудование для считывания кодов, обучить сотрудников работе в системе, наладить ЭДО (электронный документооборот, с помощью которого происходит оправка документации о движении продукции), описать товары.
Нужна консультация специалиста по вопросам внедрения маркировки? Обратитесь в «ПРОМОТЕСТ» – консультации бесплатны.