Зачем чипируют товары?

Чипирование товаров – это процедура нанесения на изделие (или его упаковку) средств цифровой идентификации, которые обычно называют QR-кодами, кодами формата DataMatrix или чипами.

Процесс маркировки проходит в рамках законодательно установленных требований.

Целями маркировки изделий цифровыми средствами идентификации являются:

  • противодействие выпуску в обращение на рынок товаров низкого качества, контрафактной или фальсифицированной продукции;
  • облегчение учета за движением товарной продукции на всех этапах – от производства, выпуска на рынок до продажи конечному потребителю;
  • информирование потребителей об особенностях приобретаемой продукции, включая данные о производителе, о местонахождении производства и т.д.;
  • создание на российском рынке условий для добросовестной конкуренции;
  • и иные.

Для тех товаров, в отношении которых маркировка QR-кодами или чипами является обязательной, отсутствие КМ (кодов маркировки) при выпуске на рынок товаров приводит к административной ответственности в виде штрафов и иных мер согласно КоАП РФ (узнать больше можно по ссылке https://promotest.ru/chipirovanie-tovarov ).

Нормативно-правовая база

Закон, которым устанавливалась необходимость проведения цифровой маркировки, был прият в январе 2019 года (ФЗ РФ №488). Нормативно-правовым актом определен порядок проведения процедуры, особенности функционирования Единой системы маркировки («Честный знак»), а также единый оператор системы – ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий).

Что же касается списка товаров, в отношении которых нанесение КМ является обязательным, то он указан в Распоряжении Правительства РФ №792 (следует отметить, что этот перечень постоянно дополняется новыми товарными группами).

Какие товары нужно чипировать?

Обязательное нанесение чипов осуществляется в отношении меховых изделий.

Все остальные категории товаров, подлежат маркировке кодами формата DataMatrix. Это:

  • обувь;
  • табачная продукция;
  • изделия легкопрома, в частности блузы женские и для девочек (6106), куртки (6201, 6202);
  • лекарства;
  • автошины и автопокрышки;
  • фотоаппаратура и вспышки;
  • парфюмерия (туалетная вода и духи);
  • молочная продукция.

Чем отличается чипирование от маркировки?

Чипирование (или КИЗование) – это нанесение на меховые изделия (группа ТН ВЭД 4203 10) RFID меток. Для этого применяются следующие методы:

 

  • клеевой – это КИЗ с самоклеящейся основой, который помещается на вшитый ярлык, поэтому на таком маркировочном носителе должно быть предусмотрено свободное поле для того, чтобы нанесение чипа произошло без деформаций;
  • вшивной – в этом случае КИЗ размещается на текстильных материалах и вшивается в шов таким образом, чтобы чип с необходимой информацией был виден (как правило, это осуществляется с внутренней стороны или изнанки изделия);
  • накладной (или навесной) – это КИЗ на пластиковой основе, который прикрепляется с помощью одноразовой пломбы (в частности, в петличное отверстие или петлю-застежку, вшивную петлю или вешалку).

В том случае, если КИЗ на меховом изделии был испорчен или утерян, то для дальнейшей реализации товара его заказывают и наносят на изделие повторно.

Код маркировки – это своего рода QR-код в формате DataMatrix, который имеет следующую структуру:

  • кода товара – GTIN (14 цифр);
  • индивидуальный 13-символный серийный номер (его генерацию осуществляет участник или оператор системы);
  • ключ поверки, состоящий из 4 символов (предоставляет оператор системы);
  • код поверки – в нем предусмотрено 44 символа (предоставляет оператор).

Нанесение кода DataMatrix осуществляется на упаковку, маркировочные носители (этикетки и ярлыки – согласно РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008) либо на сам товар.

Что же касается стоимости кода DataMatrix, то она определена ПП РФ №577 и составляет 50 коп. (без учета НДС). В период добровольной цифровой маркировки коды предоставляются бесплатно.

На данный момент добровольный эксперимент по цифровой маркировке проходит для велосипедов для детей и взрослых, кресел-колясок для инвалидов и пациентов в процессе реабилитации, бутилированной питьевой воды, пива.

Кто должен чипировать товары?

В соответствии с положениями ФЗ, требования по обязательной маркировке продукции должны соблюдать все компании, а именно:

  • производители;
  • импортеры;
  • компании по оптовой торговле;
  • розничные продавцы.

Как внедрить цифровую маркировку?

Процедура проходит в несколько этапов.

В первую очередь, предпринимателю необходимо зарегистрироваться в Единой системе цифровой маркировки – «Честный знак». Для этого потребуется предоставить сведения о компании и продукции, получить электронную подпись квалифицированного усиленного типа.

Для выпуска чипов или кодов необходимо наладить взаимодействие с ЦРПТ. Также потребуется приобрести и установить оборудование для считывания кодов, обучить сотрудников работе в системе, наладить ЭДО (электронный документооборот, с помощью которого происходит оправка документации о движении продукции), описать товары.

Нужна консультация специалиста по вопросам внедрения маркировки? Обратитесь в «ПРОМОТЕСТ» – консультации бесплатны.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

шесть + пятнадцать =