Правда, оптимизм заявления сильно девальвирован уточнением, что газ собираются не запрещать, а диверсифицировать.
Как-то немного даже непонятно, что Боррель имел в виду. Если Европа откажется от газа, то тогда его незачем запрещать. Если не откажется – то про что, вообще, разговор. Нет нужды, составляет доля российского газа 40% или 50%, он уже может считаться и фактически будет являться диверсифицированным. И, уже не будет важно, что его доля сократится, например до 30% или менее. Да, это важно Газпрому и его контрагентам-покупателям, но, к зависимости или независимости это не будет иметь отношения.
Уже просто смешно, но немецкий канцлер не только поддержал мысль Борреля, но и сдвинул строки обретения газовой независимости на текущий год. Это возможно, хотя дорого, бестолково и до предела иррационально. Вполне вероятно, это делается для того, чтобы напугать Газпром и заставить его делать что? Продавать газа больше уже и не получится. Дешевле, возможно тоже, поскольку надо менять формулу ценообразования в контрактах. Может, дело идет к некоим экспериментам по экспроприации, после которых у Газпрома появятся убытки и окончательно пропадет желание работать на враждебном рынке.
Разговоры про диверсификацию идут не первый год и начались они задолго до событий 2014 года. Результат был известен с самого начала – от российского газа возможно отказаться практически в любой момент, вопрос только в цене этого решения. Сейчас, когда европейский мир захлестнула военная истерия, это сделать проще и дороже. Но, у Европе все равно придется расставаться с сытой и спокойной жизнью – не из-за беженцев, так из-за экологии. Не из-за нее, так из-за роста военных расходов. «Газовая составляющая» данного вопроса важна, но не принципиально.
Мир рвется на части и неприятности ожидают очень многих. Собственно и весь вопрос – если где-то станет вдвое хуже, а где – всего в полтора раза, то это и будет новым центром притяжения, новой тихой гаванью и все такое прочее. Пока этим местом однозначно смотрится Азия, в которой из-за европейских склок появился замечательный шанс. Ну, а Европе и России – останется гордиться независимостью друг от друга. Или, изображать хорошую ссору, наладив торговлю газом через посредников. В этом смысле, СПГ из России, проданный кому угодно, волшебным образом станет не российским, и, получив от посредника индульгенцию от российского «тиранизма», обогреет гордую своим несгибаемым поведением Европу. Украине это было можно, почему бы не повторить в общеевропейском смысле?