Антимонопольная служба обязала агрегатор Booking.com отменить правило паритета цен при бронировании для российских отелей

Антимонопольная служба обязала агрегатор Booking.com отменить правило паритета цен при бронировании для российских отелейРоссийские отельеры, работая с сервисом по бронированию, теперь смогут на собственном сайте одновременно устанавливать цены ниже, чем на Booking.com. Ранее у них такой возможности не было, так как действовал принцип паритета цен на услуги, что закреплялось в договоре без возможности изменения.

Ещё в декабре 2020 года антимонопольная служба обратила внимание на злоупотребление компанией своим преимущественным положением на рынке. В результате чего агрегатор навязывал гостиничным объектам условия договора, в соответствии с которыми отели и хостелы не могли устанавливать цены на свои услуги в других сервисах-агрегаторах (в том числе на собственном сайте) ниже, чем на Booking.com. После вынесения ведомством предписания компания пыталась обжаловать решение. Судебные тяжбы длились до декабря 2021 года, но безуспешно.

Теперь представители отельного сектора смогут вести более гибкую политику ценообразования и маркетинговых стратегий продвижения. Представители нидерландской компании Booking отметили, что подобное решение может существенно снизить лояльность клиентов к сервису, но соблюдение российских законов – в приоритете.

В компании также проинформировали, что выполнили предписание антимонопольной службы и уже внесли все необходимые изменения в общие условия договора предоставления услуг. Отныне к российским компаниям сферы отельного бизнеса паритет цен и номеров не применяется.

Изначально несколько лет назад в антимонопольное ведомство обратились представители общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» с просьбой проверить деятельность международного агрегатора на соответствие антимонопольному законодательству. ФАС, изучив работу сервиса, пришла к выводу, что Booking действительно навязывал объектам размещения заведомо невыгодные условия договора сделки, что прямо нарушает ч.1. ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

После заключения договора комиссии на сотрудничество с сервисом гостиничный объект терял возможность гибкой ценовой политики. Как заявило ведомство, подобные условия влекут для объекта размещения ограничение его конкурентных возможностей и ущемляют права отельеров. В результате ФАС направило предписание о прекращении действия паритета на цены и номера объектов размещения. После попытки обжалования Девятый арбитражный апелляционный суд города Москвы признал решение и предписание антимонопольной службы законными.

ФАС также наложил штрафные санкции на Booking в размере более 1 млрд рублей. В данный момент компания пытается оспорить это решение.

Теперь представители «Опоры России» считают, что нужно добиться отмены паритета цен и для других участников-агрегаторов систем бронирования. В перспективе планируется освободить участников отельного бизнеса на законодательном уровне от паритета цен. Подобная практика уже внедрена в 4 европейских странах: во Франции, Италии, Австрии, Бельгии.

Booking в процессе защиты с целью отстоять свои интересы оперировал аргументом в пользу того, чтобы объекты гостиничного бизнеса не могли бесплатно пользоваться услугами агрегатора, а именно его рекламными возможностями как распространителя информации о гостиничных объектах. Отельеры, в свою очередь, замечали, что сервис занимает существенную долю на рынке. Он популярен среди своих клиентов во всём мире, многие из них не уходят на другие интернет-площадки, а предпочитают получить гарантии честной и прозрачной сделки по бронированию посредством третьего лица, которым и выступает Booking.com. А услуги по рекламному сопровождению оплачиваются в полной мере комиссионным вознаграждением в размере 15-20% от суммы чека клиента, что и предполагает договор комиссии. Таким образом, созданы равные условия для обеих сторон сделки.

 

После завершения всех судебных тяжб и исполнения предписания антимонопольной службы в полном объёме многие обнаружили открывающиеся возможности и перспективы для отечественного рынка гостиничных услуг. Скорее всего, их выручка увеличится за счёт более привилегированных и не обременяющих условий в сравнении с международным агрегатором по бронированию. Возможно, сервис бронирования лишь выиграет от подобных изменений, так как теперь к нему захочет присоединиться та часть отельеров, которая сознательно отказывалась от работы с ним из-за невыгодных условий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here