Каждый новый год сулит нам перемены. И не всегда радужные. Наступивший 2023-й не стал исключением. Над водителями опять сгустились тучи по прихоти властных функционеров. На сей раз изменений так много, что 2023 год станет лидером по реформам в области ПДД. В общем ничего позитивного. Нам как прежде сжимают рамки для правовых манёвров и заставляют платить больше. Возможно эти реформы обоснованы, тем же менталитетом россиян, беспределом таксистов и дорожно-транспортной конъюнктурой. Но учитывая опыт последних лет, большинство инноваций в законодательстве ПДД базируются на авось (вспомним абсурдную историю с техосмотром, когда 50% владельцев ПТО не смогли выполнить условия нового законодательства). В меньшинстве – разумные идеи, например, в части такси. Давайте посмотрим, что государство предлагает водителям в 2023 году.
1. Изменения в водительских правах с 2023 года
С 1 марта 2023 г вступят в силу поправки законодательства в части водительского удостоверения. Изменения коснутся как самого документа, так и процедуры его получения.
Новую карточку в/у будут выдавать без штрих-кода на оборотной стороне. Убрать его решили из-за того, что сотрудники ДПС пользуются им очень редко.
Аннулирование водительских прав станет возможным по следующим обстоятельствам: установлен факт выдачи в/у с нарушениями; выявлено использование подложных документов; у водителя обнаружены противопоказания к управлению ТС.
Требования к сдающим на категорию D (автобус) стали строже. Для получения прав водителю должно быть не менее 21 года. Вдобавок он должен иметь стаж вождения другими категориями транспорта свыше 1 года.
2. Топ 10 самых важных изменений ПДД с 1 марта 2023 года
Ещё осенью 2022 года Правительство утвердило Постановление № 1769 от 6.10.2022, которым существенно изменило действующий текст ПДД. Некоторые поправки уже вступили в силу, другие начнут действовать с 1 марта 2023 г, а прочие готовят к осени. В правилах появятся СИМ (средства индивидуальной мобильности), необычная разметка и новые дорожные знаки.
Среди самых значительных изменений, на наш взгляд, можно назвать следующие 10:
- Приоритет главной дороги при выезде на перекрёсток с круговым движением. При выезде с главной дороги на перекрёсток с круговым движением за ТС остаётся преимущество. В остальных случаях нужно уступать дорогу машинам, движущимся по круговому движению.
- Временные знаки без жёлтого фона. Теперь знаки без жёлтого фона могут устанавливаться на время, в том числе на переносных опорах.
- Запрещена перевозка пассажиров на мопедах. Теперь водители не могут возить пассажиров на мопедах и скутерах.
- СИМ – средства индивидуальной мобильности. В ПДД появился новый тип транспортного средства. К СИМ относятся: электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и другие аналогичные виды техники.
- Запрещена стоянка автобусов во дворах жилых домов. Нельзя оставлять автобусы в жилых зонах и на дворовых территориях, если парковочные места не обозначены знаками или специальной разметкой. (Например, водитель не сможет заехать домой на обед, между рейсами).
- Диагональные пешеходные переходы. Соответствующая прерывистая разметка появится на регулируемых переходах.
- Предупреждающий светофор о пешеходном переходе. Сигнал будет предупреждать водителя, что перед ним перекрёсток с регулируемым движением пешеходов.
- Сигнал «Внимание, пассажир!». Табло с таким предупреждением появится в общественном транспорте. Оно будет загораться при высадке пассажиров. Водители должны: остановить автомобиль, а начать движение после того, как сигнал погаснет. Например, такое нововведение вскоре увидим на трамваях.
- Комбинированный знаки. Этот вид обозначений будет нести сразу несколько видов информационной нагрузки. Например, знак парковки за плату, или знак парковки только для инвалидов. Ранее подобное распределялось по разным табличкам.
- Синяя разметка для зоны платной парковки. Пунктирную синюю линию вы сможете увидеть в местах платной парковки.
Можно ещё назвать несколько поправок: скорость движения автобусов вне населённых до 70 км/ч (касается водителей, если их автобус не оборудован ремнями безопасности); изменения по времени парковки в чётные/нечётные дни; правила размещения знака «инвалид» на авто (только для зарегистрированных в реестре инвалидов); новая нумерация дорожных знаков; отдых водителя от управления транспортным средством (можно уменьшать и заменять еженедельным отдыхом); нововведения для велосипедистов и другое. Обязательно почитайте новую редакцию ПДД.
3. Доступ ГИБДД к медицинским данным водителей
МРЭО ГИБДД будет оперативно получать актуальные данные российских водителей, через Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Если у человека найдётся заболевание, которое имеет противопоказание к управлению ТС, то действие его водительских прав будет приостановлено.
В список ограничений по здоровью входят различные распространённые недуги, среди которых ССЗ:
- Гипертоническая болезнь 3-й степени (от 200 мм. рт. ст.).
- Заболевания сердца и сосудов разной этиологии;
- Врождённый или приобретённый порок сердца.
Но! этот пункт законодательства ещё не принят окончательно, однако уже прошёл первое чтение ещё в 2022-м. Полное согласование поправок ожидается в 2023-м.
4. Точные сроки привлечения к ответственности
По сути, в процессуальных сроках ничего глобально не изменилось. Если раньше они исчислялись месяцами, то теперь сутками. Например, не 2 месяца, а 60 дней. Ещё немного изменилась норма привлечения к ответственности за ДТП. Теперь она звучит так: «Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. А если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днём срока считается первый следующий за ним рабочий день».
5. Водители такси без судимостей
С 1 марта (по некоторым данным отложат до 1 сентября) 2023 г вступит в силу закон, согласно которому регистрация ИП для перевозки пассажиров станет доступна только водителям без судимостей.
Налоговая инспекция самостоятельно будет запрашивать справку об отсутствии судимостей в МВД в процессе обработки заявления. Кроме этого, в регистрации могут отказать заявителям с более чем тремя неоплаченными штрафами за нарушения ПДД. По такому же принципу будут принимать на работу водителей компании перевозчики пассажиров. Соответствующие поправки внесены в Налоговый и Трудовой кодексы РФ.
К работе в такси не может быть допущен человек, отбывавший наказание за преступление средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое преступление (грабёж, разбой, тяжкий вред здоровью, изнасилование, убийство). Его кандидатуру могут рассмотреть только после погашения судимости.
Для справки. Согласно действию статьи 86 УК РФ судимость считается погашенной через:
- 3 Года после отбытия наказания за преступление ср. тяжести;
- 8 Лет после отбытия наказания за тяжкое преступление;
- 10 Лет после заключения за особо тяжкое преступление.
Кроме изложенного, государство обязало агрегаторы вести добросовестный отбор водителей и отвечать за совершенные ими ДТП. Теперь онлайн-сервисы такси не смогут прикрываться статусом «информационного партнёра».
6. Подорожание техосмотра
После болезненной реформы техосмотра 2019-2022 гг., около 50% владельцев ПТО не смогли выйти на рынок по новым правилам. А те, что вышли (модернизировали пункты осмотра, получили ЭЦП и прочее) попросили государство пересмотреть действующие тарифы. Просили через РСА (Российский Союз Автостраховщиков), который в свою очередь является негласным надзорным органом в области ОСАГО (ЕАИС) и техосмотра (ЕАИСТО).
Власти учли издержки собственников ПТО на модернизацию оборудования, поэтому установили плавающий тариф. Коридор цен варьируется от 500 до 913 рублей, а право выбора ставки отдали на откуп регионам. К тому же это не окончательная расценка, она будет ежегодно индексироваться в зависимости от размера инфляции в предыдущем году. (Во многих регионах стоимость ТО в январе 2023 г уже установлена по максимальной планке 913 руб).
7. Штрафы с камер за ОСАГО
Призывы о фото- видеофиксации автомобилей без ОСАГО уже несколько лет доносятся из Госдумы. Но всё это время у страховщиков и ГИБДД были сложности с запуском сервиса. Однако, в 2023-м автовладельцев без полисов всё же начнут наказывать удалённо. Об этом рассказал глава РСА одному популярному российскому СМИ.
Цитата: «С первых месяцев 2023 года хотим реализовать запуск полномасштабной системы проверки наличия полисов ОСАГО с использованием камер» (президент РСА Евгений Уфимцев).
Поэтому автомобилисты без ОСАГО могут увидеть новые штрафы с камер в ближайшие месяцы. Предполагается, что система не будет штрафовать нарушителей более одного раза в сутки. Штраф за езду без ОСАГО сегодня составляет 800 руб. Первые 20 дней можно оплатить со скидкой 50%. В РСА считают такое наказание малозначительным и предлагают поднять штраф до 5 тыс. руб.
8. Новые штрафы в КоАП
На момент написания статьи (январь 2023) новые штрафы пока не вступили в силу. Более того, некоторые из них находятся на стадии обсуждения. Но все они с большой вероятностью будут введены в административный оборот в течение этого года.
*Автохлам — это транспортные средства, которые имеют явные повреждения, затрудняющие либо исключающие возможность их ремонта или восстановления. 9. Тарифы на эвакуацию Тарифы на эвакуацию автомобилей нарушителей уже выросли с 1 января 2023 года. Новую ставку определяет администрация района или города.
Вот как выглядит повышение в самых крупных городах РФ:
- Москва +12, 1%.
- Санкт-Петербург + 8, 2%.
Выросли тарифы и на спецхранение ТС. Повышение составило те же 12, 1 и 8, 2%, что может быть скорректировано в зависимости от категории транспортного средства (грузовики и автобусы обойдутся дороже).
10. Удорожание тюнинга
Уже с 1 января 2023 года автовладельцев обязали платить 1 000 рублей за выдачу разрешения о внесении изменений в конструкцию ТС. Ранее эта бумага выдавалась бесплатно.
Вдобавок вырос тариф, связанный с процедурой регистрации изменений:
- 1500 Руб. – за выдачу свидетельства о соответствии ТС требованиям безопасности (было 800 руб).
Правительство пояснило, что введение пошлины и повышение тарифа крайне необходимо для обеспечения федерального бюджета. По оценкам властей, дополнительным доходом можно пополнять казну на 700 млн руб ежегодно. К тому же спрос на тюнинг растёт, что делает эту статью дохода весьма перспективной.
Цитата: «Помимо госпошлин, оформление полного пакета экспертных документов в испытательных лабораториях в среднем обойдётся водителю в 20–30 тыс. рублей.
Например, за документ о газобаллонном оборудовании придётся отдать 6–7 тыс., а за документ о сложной переделке автомобиля – 40 тыс. руб». (Генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» в Москве Юрий Пархоменко).
11. Лекарства за рулём
В декабре 2022 г. ГИБДД вынуждено обновила инструкции к лекарствам. Инспекторам ДПС теперь рекомендовано не возбуждать дела по 12.8 КоАП РФ за следы ряда медикаментов в организме водителей.
Среди них:
- Фенибут;
- Феназепам;
- Антидепрессанты (не все).
Инициатором пересмотра стал Конституционный суд, который запретил мировым судам наказывать водителей со следами в организме некоторых видов лекарственных препаратов. Вскоре запрет КС будет снят, когда список лекарств, разрешающих вождение, станет расширен, а сами препараты будут обозначаться более развёрнуто.
12. Экзамены ПДД
С 1 марта 2023 года меняется порядок сдачи на права. Теперь не надо проходить 16-часовой курс по оказанию медицинской помощи, а также сократили часть о различиях между автоматической и механической коробкой передач.
Всего на обучение и экзамены потребуется 190 часов. Из них:
- Теория 130 ч.
- Практика 56 ч.
- Экзамен 4 ч.
Во время сдачи вождения теперь в салоне могут находиться третьи лица, наблюдатели или те же инструкторы из автошколы. Это обеспечит прозрачность процедуры. В случае провала после третьей попытки, повторная сдача возможна только через 6 месяцев, но не позднее чем через 9 месяцев.
13. Что отменили с 1 января 2023 года?
Медсправка теперь не требуется к предъявлению для сдачи экзамена ПДД. Информацию о здоровье водителя МРЭО будет самостоятельно запрашивать в медучреждение удалённым способом. (На руку тем, кто потерял действующую справку).
Скидка на госпошлину 30% через Госуслуги больше не действует. Государство не захотело вновь продлевать дисконт для оплаты услуг через портал. Почему вновь? Потому что скидка должна была закончить своё действие ещё в 2021-м, но её продлили на 2 года.
Заключение
Нововведений действительно много и касаются они почти каждой группы автовладельцев. Некоторые поправки уже действуют, другие вступят в силу весной, а остальные осенью. Поэтому при обращении к норме закона, допустим для судебной тяжбы или т.п., – обязательно смотрите дату её обновления. Возможно редакция устарела, или наоборот ещё не вступила в силу.