На этой неделе, 7 октября, российское правительство утвердило изменения в Правила дорожного движения, которые касаются в том числе езды на электросамокатах и гироскутерах. Властями установлен лимит скорости в 25 км/ч. Свое мнение на этот счет высказал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Изменения в ПДД, ограничивающие скорость электросамокатов в России, заработают в ближайшем будущем
В актуальной редакции ПДД к пешеходам приравниваются «лица, использующие для самокаты и иные аналогичные средства». Это значит, что неправильно приравнивать самокаты к транспортным средствам, в том числе к велосипедам, а самокатчики должны подчиняться главе 4 ПДД РФ «Обязанности пешеходов». Основное передвижение на самокате должно происходить по тротуарам, а выезд на велодорожку или край проезжей части допускается только в определённых случаях.
«Установлены лимит скорости в 25 км/ч, приоритет пешеходов и запрет на езду по тротуарам на самокатах массой более 35 кг. На магистрали выезжать нельзя, на обычных дорогах — вдоль правой обочины и при установке световых приборов», — говорит Шапарин.
Права не нужны, как будут контролировать скоростной режим и соблюдение знаков дорожного движения — остается за кадром. Контроль будет только у прокатных самокатов, где скорость жестко ограничена. Правительством выбран самый простой путь, фактически всем всё разрешили.
«Прямым следствием этого будут тысячи людей на дороге, которые вообще не знают ПДД, сотни погибших и тысячи раненых ежегодно», — уверен эксперт.
Как не получить штраф
Главный вопрос у специалистов — кто и как будет контролировать соблюдение новых правил на российских тротуарах и дорогах.
«Камер никто для средств индивидуальной мобильности не вешает. Нет знаков, нет регистрации. Возможно, нас ждут рейды сотрудников ГИБДД, которые в ручном режиме будут выявлять нарушения скорости и штрафовать. Хотя штрафов пока нет», – удивляется противоречивости ситуации руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский.
При этом в Европе для СИМ уже давно действуют строгие ограничения. В Британии, Франции и Испании штрафы за превышение скорости и выезд на трассу — до 1,5 тысячи евро. В Германии — обязательная регистрация электросамокатов с получением номерных знаков. Для Российской Федерации это совершенно новый опыт. Изменения в правилах еще обсуждают, в том числе и возможность введения экзамена для допуска к управлению.
«Сдать на права управления авто нелегко, а уж как на самокате – вообще не понятно. Думаю, карточки с правами не будет, но стоит сделать какой-то курс по допуску. Чтобы люди понимали, как вести себя на дороге», – дает рекомендацию руководитель проектов «Студия транспортного проектирования STEP» Алексей Смирнов.
Уже не пешеходы, но еще и не автомобилисты. А потому и не ясно пока и какое наказание ждет нарушителей.