Еще летом 2020 года Д. Медведев критиковал новый углеродный налог ЕС. На днях А. Чубайс подтвердил неизбежность финансовых потерь для промышленности РФ. Эксперты сходятся во мнении — углеродный налог есть мера протекционизма, опрокидывающая, в который раз, принципы свободного рынка.
ЕС вводит налог на «углеродный след» для всех производств на своей территории. Для уравнивания шансов вводятся пошлины на импорт. Свои предприятия ЕС просубсидирует и новый налог они не заметят. Экспортеры РФ начнут нести потери, которые, в конечном итоге лягут бременем на российское население.
Инициатива ЕС входит в проект «Green Deal» — сделать к 2050 году все производства в ЕС безуглеродными. Утопичность идеи только подчеркивает ее меркантильную суть — взимание дополнительных средств с импортеров.
Для РФ новые ограничения от ЕС станут продолжением дискриминации. Так было ранее с металлургией и удобрениями. Тогда ЕС, под предлогом борьбы с внутрироссийским субсидированием этих отраслей, ввел особые пошлины для экспортеров РФ. Безуспешная борьба правительства РФ не помогла — металлурги и «химики» ушли на менее привлекательные рынки или согласились с новыми условиями.
«Углеродный след» все усложняет. Единой системы учета выбросов СО2 не существует. В ЕС, РФ и КНР они разные. Поле для самоуправства европейских налоговиков-таможенников тут широкое.
Когда-то эксперты сигналили власти — подпись РФ под Парижским соглашением 2015 года (премьер-министр в РФ — Д. Медведев) обернется реальными убытками. США в 2017 покинули соглашение, игнорируя всякую «зеленую критику». Эксперты упоминают интересный факт: США на объявленную инициативу ЕС отреагировали просто — предложили готовиться к ответным санкциям.
Новые дискриминационные меры опасны для РФ широтой. Весь объем экспортируемых из РФ нефти, угля, газа будет обложен пошлиной. ЕС введет индивидуальные расчеты для каждой страны. Для РФ, КНР самые большие пошлины, для США, Катара — минимальные. Преференции для США игнорируют «физический факт» большего вреда для атмосферы сжиженного газа, чем природного трубопроводного.
Пандемия разорила сферу услуг и затуманила перспективы для этой сферы на ближайшие годы. Растущая безработица в ЕС ускоряет меры по расширению производств. Сокращение импорта — стратегическая задача для ЕС.
Если ЕС углеродный налог введет в 2022 году, то потери РФ составят более 50 млрд евро за 8 лет. Если, как планировалось ранее, в 2025 году, то более 30 млрд евро.