Введение в российское законодательство института уголовного проступка будет способствовать социализации граждан, впервые совершивших преступления небольшой тяжести, и препятствовать их вовлечению в криминальную среду, уверен председатель Верховного суда (ВС) РФ Вячеслав Лебедев.
«В настоящее время в УК РФ предусмотрено 84 состава преступлений небольшой тяжести, не наказуемых лишением свободы, за которые в 2019 году осуждены 24,9 тысячи лиц, из них 16,6 тысячи лиц, или 67%, совершили преступление впервые. В связи с судимостью за эти преступления на осужденных возлагаются порядка 80 установленных законом запретов и ограничений, в том числе в выборе профессиональной деятельности, в избирательной, гражданско-правовой и иных сферах. Наличие судимости препятствует социализации граждан, трудоустройству, получению финансовых услуг», — констатировал Лебедев в своей статьей, опубликованной в «Российской газете».
Глава ВС подчеркнул, что уголовная ответственность за преступления, не наказуемые лишением свободы и совершенные впервые, не соответствует принципам справедливости и гуманизма.
По словам Лебедева, внесенный пленумом ВС в Госдуму новый законопроект об уголовном проступке предусматривает распространение института уголовного проступка на 112 составов преступлений, за которые в 2019 году были осуждены 68,1 тысячи лиц, включая 35,6 тысячи, или 52%, лиц, совершивших преступление впервые.
«В соответствии с проектом гражданин признается совершившим уголовный проступок при отсутствии у него неснятых и непогашенных судимостей и при условии, что он в течение года не освобождался от уголовной ответственности в связи с совершением уголовного проступка», — уточнил председатель высшей инстанции.
Он добавил, что документ предусматривает обязанность лица, совершившего отдельные категории уголовных проступков, возместить причиненный ущерб, при неисполнении которой лицо привлекается к уголовной ответственности в общем порядке.
«Меры уголовно-правового характера, которые могут быть назначены в связи с совершением уголовного проступка, включают судебный штраф, а также общественные работы и ограниченно оплачиваемые работы, которые по своему содержанию сходны с уголовными наказаниями в виде обязательных и исправительных работ», — отметил Лебедев.
К категории уголовных проступков предлагается, в частности, отнести преступления небольшой и средней тяжести в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ), совершенные впервые, если они не повлекли тяжких последствий, не связаны с применением насилия и деятельностью организованных групп — это 29 составов преступлений, рассказал Лебедев.
Он напомнил, что в 2019 году за эти преступления осуждены 744 человека, из них 93% совершили преступления впервые.
«Применение института уголовного проступка к этим деяниям окажет позитивное влияние на деловой климат в РФ, создаст новые условия для сокращения рисков ведения предпринимательской деятельности», — подчеркивает глава ВС.
По словам Лебедева, сфера применения уголовного проступка также распространится на 7 составов преступлений небольшой тяжести против собственности (глава 21 УК РФ), наказуемых лишением свободы, если они совершены впервые и не связаны с применением насилия, включая кражу и мошенничество без квалифицирующих признаков (часть 1 статьи 158 и часть 1 статьи 159 УК РФ).
«В 2019 году за эти преступления осуждены 44,7 тысячи лиц, при этом 20,2 тысячи лиц, или 45%, не имели судимостей, 37% осужденных были моложе 30 лет», — отметил глава ВС.
Председатель высшей инстанции указал, что несовершеннолетние, совершившие уголовный проступок, освобождаются от уголовной ответственности с применением одной из мер воспитательного воздействия.
К таким мерам законопроект относит предупреждение, передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, возложение обязанности загладить причиненный вред или ограничения досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Введение института уголовного проступка станет важной мерой по гуманизации уголовного законодательства, позволит укрепить гарантии справедливости правосудия и повысить эффективность превентивной функции УК РФ, считает Лебедев.
Он напомнил об осуществляемой ВС системной и последовательной работе по гуманизации уголовного законодательства и правоприменительной практики (дифференциации преступлений и индивидуализации наказаний, ограничению применения меры пресечения в виде заключения под стражу, декриминализации деяний, не представляющих большой общественной опасности).
В качестве примера председатель ВС привел практику смягчения наказаний в отношении несовершеннолетних преступников. «За последние 20 лет Пленум Верховного суда РФ 27 раз обращался к вопросам назначения наказаний и избрания мер пресечения несовершеннолетним. В результате этой работы количество несовершеннолетних осужденных сократилось с 96,8 тысячи лиц в 2003 году до 16,9 тысячи лиц в 2019 году, то есть в 5 раз», — подчеркнул Лебедев.
Кроме того, глава ВС рассказал об увеличении доли лиц, в отношении которых были применены наказания, альтернативные лишению свободы.
«В результате реализации мер по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, сократилось более чем в два раза — с 1 миллиона 60 тысяч лиц по состоянию на 1 января 1999 года до 493,3 тысячи лиц по состоянию на 1 сентября 2020 года», — отметил председатель высшей инстанции.
Он также добавил, что с 15 июля 2016 года по законодательной инициативе Верховного Суда РФ предусмотрена возможность прекращения уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести с назначением судебного штрафа.
Лебедев не оставил в стороне и наметевшуюся в последнее время тенденцию по гуманизации уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере предпринимательской деятельности.