Новые правила техосмотра начнут действовать не с 1 марта, а с 1 октября 2021 года: изменения в процедуре, где пройти, цены и штрафы

Новые правила техосмотра начнут действовать не с 1 марта, а с 1 октября 2021 года: изменения в процедуре, где пройти, цены и штрафы

С 1 марта 2021 года должны были вступить в силу поправки, регулирующие процедуру прохождения техосмотра. Новые правила были разработаны правительством РФ для того, чтобы сократить объемы поддельных диагностических карт, которые выдавались без фактического осмотра автомобиля.

Однако, Премьер-министр Михаил Мишустин поручил отложить до 1 октября вступление в силу нового порядка техосмотра автомобилей.

В этой статье рассмотрим новый закон о техосмотре с 1 октября 2021 года, новые правила техосмотра, изменения в процедуре прохождения осмотра, основания для аннулирования диагностической карты, штрафы и последствия для водителей.

Техосмотр в 2021 году

МОСКВА, 25 февраля 2021 г. Премьер-министр Михаил Мишустин поручил отложить до 1 октября вступление в силу нового порядка техосмотра автомобилей.

«Обращаю внимание министерств и ведомств: нужно сделать все, чтобы с 1 октября система заработала без сбоев. Еще раз посмотреть на процедуры и их техническую реализацию. Никаких неудобств для граждан быть не должно. В нашей стране миллионы автолюбителей, сделать все надо по-человечески», — сказал Мишустин.

Как изменится с 1 октября 2021 года процедура, какие штрафы ждут операторов и автомобилистов за нарушения

С 1 октября 2021 года в России вступят в силу новые правила прохождения техосмотра. Автомобиль должны будут сфотографировать при заезде в сервис и выезде из него, а затем оперативно загрузить снимки и координаты в базу МВД. Это сделано якобы для того, чтобы владельцы машин перестали «покупать ТО» — то есть оформлять диагностические карты через посредников в интернете без фактического прохождения техосмотра. 

Правовые нормы

С 1 октября 2021 года начнут аннулировать диагностические карты автомобилей, которые были получены без фактического заезда на станцию техосмотра (ТО). Изменения вступают в силу на основании Федерального закона от 06.06.2019 №122-ФЗ, который вносит поправки в Федеральный закон от 01.07.2011 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств…».

С указанной даты изменится и сам порядок получения диагностических карт. Их будут выдавать только в специальных пунктах, где автомобиль сфотографируют перед началом диагностики и после. Только после этого водителю выдадут диагностическую карту, защищенную цифровыми подписями.

 

Основания для аннулирования диагностической карты

Законодательно предусмотрено 4 основания для признания диагностической карты недействующей:

  • диагностическая карта была куплена (фактически ТО не пройден);
  • при прохождении контроля не удалось проверить все узлы и агрегаты авто;
  • процедура техосмотра прошла с нарушениями;
  • в конструкцию автомобиля внесены изменения, которые не были зарегистрированы в ГИБДД (например, карта выдана на авто с незаконной тонировкой или нештатным ксеноном).

Нововведение распространяется на все транспортные средства, которые подлежат техосмотру. Легковые автомобили младше 4 лет проходить ТО не обязаны, авто от 4 до 10 лет должны проходить осмотр раз в два года, старше 10 лет – ежегодно.

Никто не аннулирует диагностическую карту при условии честного прохождения ТО, то есть если автовладелец фактически заезжал на станцию, проходил все необходимые проверки и не вносил конструктивных изменений – например, не изменял тип фар, не тонировал авто, не устанавливал не прошедший испытаний фаркоп.

Диагностическую карту смогут аннулировать, даже не останавливая водителя. Для признания ее недействительной у ГИБДД должны быть сведения о фиктивном ТО.

Узнать статус своей диагностической карты можно будет на основании данных Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО).

Карта может иметь три статуса:

  • Действительная – это значит, что карта действует.
  • Архивная – означает, что сроки действия карты завершились.
  • Аннулированная – это тот статус, который могут применить к карте после 1 октября 2021 года.

Таким образом, процесс аннулирования диагностической карты предполагает изменение ее статуса в ЕАИСТО сотрудником ГИБДД. Каким образом ГИБДД будет проверять, нарушил ли водитель правила прохождения ТО или нет, в законе не освещается. Возможно, может учитываться информация о том, что конкретный оператор техосмотра выдавал фиктивные карты и у него отозвали аттестат.

Будут ли нововведения касаться карт, выданных до 1 октября 2021 года

В части 3 статьи 5 №122-ФЗ подчеркивается, что диагностические карты, выданные до 1 марта 2021 года, признаются действующими до окончания сроков действия.

Цель нововведений

Целью нововведений являются исключение случаев фальсификации техосмотра, обеспечение качественной проверки транспортного средства, очистка дорог от машин, которые представляют опасность для дорожного движения.

По статистике, до 80% диагностических карт выдается с нарушениями. Доля автомобилей старше 10 лет превышает 50% от общего числа машин, и такие транспортные средства могут представлять угрозу безопасности движения для автовладельцев и пешеходов.

Неисправность автомобиля является одной из причин аварий на дорогах, поэтому после внедрения новых правил в МВД надеются сократить число ДТП на дорогах.

Последствия для водителей

Потенциально автовладелец может ездить на автомобиле, не прошедшим техосмотр. Но при проверке к нему могут применить санкции за данное нарушение: выписать штраф за отсутствие диагностической карты или выставить регрессное требование от страховой компании.

На основании части 2 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) штрафные санкции за отсутствие диагностической карты составляют 500-800 р.

  • Но назначают штрафы не всем, а только легковым такси, грузовым и пассажирским авто с числом мест для сидения более восьми, машинам для перевозки опасных грузов.
  • Водителям легковых машин указанные штрафы не назначают.

Стоит учесть, что с марта 2022 года в КоАП появится статья, по которой штраф за отсутствие диагностической карты составит 2000 р. для всех автомобилей. Такой штраф на основании Федерального закона №219-ФЗ от 2019 года «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» должен был появиться в КоАП с 27 июля 2020 года. Но Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» вступление штрафа в силу перенесено на 1 марта 2022 года. Выписывать штрафы будут с помощью камер не чаще раза в сутки.

Также водителей могут привлечь к уголовной ответственности за покупку и использование заведомо поддельной диагностической карты на основании части 3 статьи 327 Уголовного кодекса. Данное правонарушение грозит лишением свободы на срок до 1 года.

Наказание будет грозить водителю, купившему поддельную карту техосмотра, если он знал о том, что она поддельная. Страховая компания сможет выставить автомобилисту регресс* в случае неисправности авто или прекратить договор страхования из-за предоставленных недостоверных данных при оформлении страховки.

Регресс – это право страховой компании выставить счет на сумму, которая была выплачена потерпевшей стороне в ДТП. То есть сначала страховая выплатит страховое возмещение пострадавшей стороне, а затем взыщет затраты с виновника ДТП.

В статье 14 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» прописан перечень случаев, когда страховая может выставить регрессное требование. Одним из условий является отсутствие техосмотра у такси, грузовика, автобуса или автомобиля с опасным грузом. Согласно новому закону, регресс можно применить и в отношении легковых авто, если ДТП произошло по причине неисправности, а сроки действия ТО к тому моменту истекли. Причем про аннулирование речи нет, но как будет применяться норма на практике – пока неясно.

Подведем итог:

  1. Начиная с 1 октября 2021 года, фиктивные диагностические карты, которые были приобретены вместе со страховкой ОСАГО без заезда на станцию техосмотра, смогут аннулировать.
  2. Но это не значит, что отменят сразу все карты всех таких водителей.
  3. Новый закон не имеет обратной силы – если вы приобрели карту до 1 октября 2021, то её по закону не имеют право расторгнуть.
  4. Процедурой будут заниматься ГИБДД.
  5. За езду без техосмотра штрафа для обычных легковых автомобилей нет, зато с 1.10.2021 будет регресс от страховой, если ДТП произошло вследствие неисправности автомобиля.

Заключение

Автомобили в возрасте от четырех до десяти лет должны проходить техосмотр каждые два года, а автомобили старше десяти лет — каждый год. Без диагностической карты нельзя заключить договор ОСАГО.

Новая реформа дала повод для размышлений о нужности ТО в принципе.

С 2012 года ТО отдали страховщикам, и фактически очень многие люди перестали его проходить. При этом не наблюдалось безумного всплеска ДТП из-за технических неисправностей. Не видно каждый день, чтобы у автомобилей на дороге что-нибудь отваливалось. Люди в большинстве своем адекватны и самостоятельно, без вмешательства государства следят за техническим состоянием своих машин.

С апреля по сентябрь 2020 года, когда в России из-за пандемии разрешили не проходить техосмотр, тоже не было всплеска ДТП из-за технических неисправностей.

Поэтому возникает вопрос, не отменить ли нам вообще ТО, оставив его только для грузовиков, автобусов, такси.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here