Уже около пяти лет депутаты Государственной думы и Министерство транспорта совместно трудятся над разработкой новых правил работы в такси. Наконец, в 2019 году, инициатива обрела вид законопроекта, который большинством голосов был принят в первом чтении. Ряд поправок и дополнений к документу уже подготовлены ответственным комитетом Госдумы ко второму чтению. Парламентарии обещают не затягивать рассмотрение закона и запустить в его в действие уже в 2019 году.
Буква закона
Деятельность служб, предоставляющих в разных регионах России услуги такси, регламентируется такими федеральными законами:
- 259-ФЗ (основной устав);
- 54-ФЗ (использование онлайн-касс);
- 69-ФЗ (лицензирование);
- 259-ФЗ (правила перевозки пассажиров и багажа).
На практике существует два формата агрегаторов:
- Компании, имеющие собственный автопарк и нанимающие на работу водителей.
- Службы, сотрудничающие с ИП и якобы предоставляющие последним информационные услуги.
Хотя закон един и распространяется и на первый и на второй формат бизнеса, отличия есть. В первом варианте ответственность за соблюдение всех норм закона ложиться на компанию, во втором – на индивидуального предпринимателя. Описанные далее нововведения актуальны в обоих случаях.
Нововведения 2019 года
Причиной ужесточения правил стали множественные нарушения, выявляемые в ходе проведения рейдов ГИБДД. Предлагаем посмотреть ролик про результаты одного из таких мероприятий, проведенного на дорогах Москвы:
Хотя закон еще находится на стадии обсуждения, его точно не будут «прятать в долгий ящик». По словам депутатов, с высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что документ будет принят и вступит в силу еще до конца 2019 года. При самом благоприятном развитии событий это может произойти уже в июне, и при менее удачном – затянуться до сентября.
Требования к автомобилю
Возраст
В Госдуме планируют запретить эксплуатацию в качестве машин такси легковых автомобилей, возраст которых превышает 7 лет. По словам Москвичева соответствующие поправки внесены ко второму чтению.
Брендирование автомобилей
Только опознавательного знака с хорошо знакомыми всем «шашечками» будет мало. Теперь вся информация о компании, предоставляющей услугу, должна будет красоваться на кузове автомобиля. Закон предписывает наносить на левое и правое переднее крыло как минимум название компании и номер лицензии.
Классы и марки
Каких-либо изменений, касающихся марок, типов кузова, количества посадочных мест, отделки салона в новой редакции нет.
Оснащение
В 2019 году все автомобили такси будут оснащены системой ГЛОНАСС, что обеспечит эффективный контроль над соблюдением режима работы и отдыха сотрудниками службы такси. Авторы закона заявили, что агрегаторы будут обязаны не допускать переработку, хотя пока не озвучили, как именно будет осуществляться контроль.
Также к работе не будут допускаться авто без таксометров.
Требования к водителю
С 2019 года претендовать на должность водителя службы такси смогут только граждане РФ со стажем управления авто не менее 3-х лет. Новый закон запрещает брать на работу в качестве водителя такси лиц, не имеющих российского гражданства.
Аналогичная норма будет применена и к самим компаниям. В роли агрегатора не смогут выступать иностранные фирмы и их филиалы. «Только отечественные компании с российским капиталом» — сказал в своем интервью Москвичев.
Обязательным для каждого таксиста в 2019 году станет и медицинский осмотр перед выездом.
Мнение экспертов
Очевидно, что новый закон о такси, который должен вступить в силу еще в 2019 году, направлен на повышение уровня безопасности пассажиров. Анализируя статистику ДТП с участием автомобилей такси, можно проследить, что причиной аварии чаще всего стают:
- плохое техническое состояние автомобиля;
- недостаточная квалификация водителя;
- физическое состояние водителя (болезнь или физическая усталость).
Очевидно также, что после вступления в силу нового закона, уменьшится численность компаний, сотрудничающих с ИП, так как многие таксисты просто окажутся вне закона. В первую очередь это владельцы старых автомобилей и трудовые мигранты с других стран, а также те, кто не захочет на постоянной основе превратить собственный автомобиль в такси, «украсив» его опознавательными надписями, что станет обязательным требованием согласно новым правилам.
Не пропустите: Оплата больничного листа в 2019 году: расчет
Вероятнее всего, цены на услуги пассажирских перевозок могут возрасти в связи с описанными переменами. Но, как отреагирует рынок, покажет только время.
К чему приведут перемены
Народные избранники рассчитывают, что новый «закон о такси» повысит безопасность легковых таксомоторных перевозок, защитит права пассажиров и создаст все условия для развития бизнеса и здоровой конкуренции. Эксперты же заявляют, что документ ставит под угрозу работу всех известных сервисов заказа такси, что впоследствии приведет к значительному росту цен на поездки. Руководители ведущих компаний автомобильных перевозок называют идею парламентариев дискриминационной.
Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников поясняет, что все существующие на сегодняшний день сервисы смогут продолжить работу. Для этого иностранным компаниям просто потребуется зарегистрироваться, как юридическое лицо и предоставить несколько документов. Руководитель признается, что такие формальные перемены приведут к удорожанию стоимости услуг.
В Московской торгово-промышленной палате тоже считают, что такие перемены приведут к резкому скачку цен на легковые таксомоторные поездки. Лицензирование водителей и вывод с рынка таксистов без гражданства, в два раза сократит число желающих, и имеющих возможность работать в этой сфере. Дефицит таксистов увеличит привычную стоимость поездки в 1,5-2 раза, уверен руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус.
С пессимистическим настроем не согласен инициатор законопроекта Евгений Москвичев. Депутат уверен, что реформа, напротив, будет способствовать удешевлению поездок. Ведь компании-агрегаторы вместо привычных 30% с каждого заказа будут получать лишь 2-3%.