В середине прошлого года ряд силовых ведомств внесли изменения в нормативные акты, изменившие полномочия оперативных работников при расследовании преступлений экономической направленности.
Сами себе указали
В июле 2020 г. в РФ появились нормативно-правовые акты, прямо указывающие на то, что не рекомендуется делать оперативным сотрудникам при расследовании экономических правонарушений.
Изменения внесены Генпрокуратурой РФ (№387/49), МВД (№1/7985), СК РФ (№1/218), ФСБ (№23), ФТС (№266-р) в соответствующем указании от 23.07.2020 г. Суть указания — усиление контроля прокуратурой и ведомствами надзора при расследовании преступлений в сфере предпринимательской деятельности.
Наравне с пленумами ВС РФ, которые разъясняют правоприменительную практику судов, эти документы сегодня являются серьезным подспорьем для бизнеса России.
Ущерб — виновным
Первое, что обращает на себя внимание — введение запрета на оперативно-розыскные мероприятия, нарушающие нормальное функционирование третьих сторон, не являющихся по результатам проверки подозреваемыми. Т.е. если в офисе компании проходит обыск, то будут изымать только соответствующие материалы, относящиеся к делу. Документы третьих лиц затрагиваться не должны.
Однако практика такова — только следователь решает, по материалам уголовного дела, будет ему интересно получить информацию о третьих лицах, или нет. Экспертов радует, что об этом силовики РФ хотя бы задумались.
Оригинал не копия
При изъятии оригиналов документов оперативникам рекомендовано оставлять их копии. Те же эксперты не предполагают хода процедуры: как можно сделать при обыске сотни копий нужных документов, кто это будет делать? Ответов пока нет.
Изыматься оригиналы документов должны только в двух случаях: для исследования (при доследственной проверке) и для проведения экспертизы (в рамках открытого уголовного дела). Во всех других случаях именно оперативники должны довольствоваться копиями документов.
Аккуратный арест
В указании упомянуто, что никакие ходатайства об аресте бизнесмена в рамках дела о его предпринимательской деятельности не допускаются. Если такая необходимость есть, то должна быть проинформирована прокуратура.
Также арестованному предпринимателю беспрепятственно разрешено встречаться с нотариусом для сохранения бизнес-процессов через оформление доверенностей на управление компанией. Раньше только следователь давал на это разрешение.