Импортные растительные масла, в том числе пальмовое и оливковое, будут проверять на канцерогенные вещества. Этого добивается Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), обратившись к правительству России.
Коллегия ЕЭК предложила внести в перечень единых санитарных требований нормы допустимого содержания в растительных маслах, предназначенных для употребления в пищу, глицидиловых эфиров жирных кислот и 3-монохлорпропандиолов. По данным некоторых исследований, эти вещества являются потенциальными канцерогенами. Так что допустимый уровень их содержания в подсолнечном, рапсовом, пальмовом и других растительных маслах предполагается установить в один миллиграмм на килограмм.
Такие требования уже действуют в Евросоюзе. Но в международных стандартах нормативов пока нет. Когда изменения будут внесены в законодательство Евразийского экономического союза (ЕАЭС), они затронут не только импорт, но и производство, переработку растительных масел. Инициатива ЕЭК по ограничению содержания вредных веществ в масле — это лишь часть планомерной работы.
Так прокомментировал «РГ» предложение коллегии исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев.
Внедрение новых стандартов подразумевает определенный переходный период — нужно быть уверенными, что можем выпускать продукт, соответствующий требованиям. И контролировать это.
«На базе Масложирового союза работает технический комитет уже в течение года, который уже отработал три ГОСТа на методы исследования глицидиловых эфиров. В конце этого года или в начале следующего они должны вступить в силу», — говори Михаил Мальцев. После этого необходимо будет укомплектовать лаборатории, провести серию исследований, начиная с масличного сырья», — добавляет эксперт.
Требования мы готовы выполнять уже сейчас. Но для того чтобы их выполнять на практике, нужно предпринять определенные шаги. «У нас есть дорожная карта, по которой мы двигаемся вместе с федеральными органами», — отметил Мальцев.
Как сообщило ранее РБК со ссылкой на пресс-службу правительства России, сейчас вопрос о внесении изменений обсуждается ЕЭК совместно с государствами — членами ЕАЭС, в который входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.
Для завершения всех необходимых процедур, по оценке представителей отрасли, потребуется пять-шесть лет. А вот введение временных санитарных мер, не дожидаясь внесения изменений в Техрегламент, по мнению специалистов, ударит по отечественной маслоперерабатывающей промышленности и может привести к росту импорта масел из ЕС.
Впрочем, определенные сложности предприятия масложировой отрасли все же будут испытывать в любом случае, отмечает доцент кафедры Биотехнологии и технологии продуктов биоорганического синтеза Московского госуниверситета пищевых производств Юлия Николаева.
«Придется использовать новые технологии очистки масел, менять расходные материалы — растворители для очистки», — говорит эксперт.
Вредные вещества в растительных маслах образуются в ходе их рафинации при нагревании выше 200 градусов по Цельсию, поясняет эксперт. Появляются канцерогены в масле из-за использования удобрений, гербицидов, даже в результате применения на производстве воды с содержанием хлора для промывки оборудования.
Но без рафинации возможности применения растительных масел в пищевой промышленности весьма ограничены. Исходные масла имеют различные примеси, придающие выраженный запах, цвет. Такие жиры быстро окисляются.
Считается, что пальмовое масло начало проявлять свои вредные свойства только в настоящее время, когда началась его термическая обработка, добавляет Николаева.
Но при этом очищенное пальмовое масло предпочтительнее для использования в пищевой промышленности, чем другие масла, так как может храниться значительно дольше, добавляет Юлия Николаева. Впрочем, не все диетологи разделяют эту точку зрения.