Формальная возможность обмениваться документами в электронном виде «по соглашению сторон» была введена еще почти 6 лет назад. В июле 2010 года закон установил возможность выставлять счета-фактуры в электронном виде, которые заверялись обыкновенной электронной подписью. Но новые изменения вводят вместо электронного вида электронный формат обмена счетами-фактурами.
При этом, если до сих пор на документе использовалась обыкновенная электронная подпись, то теперь законодательство требует усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации-налогоплательщика.
По словам партнера компании «Налоговик» Дмитрия Липатова, сегодня это самая защищенная степень электронной подписи в России. И самый надежный способ оформления электронных документов.
Следовательно, компании-налогоплательщики, имеющие такой «виртуальный» документ, получают максимальную гарантию от рисков, связанных с неверным оформлением счетов-фактур. Тем более существенная часть споров по НДС связана с тем, что зачастую счет-фактуры подписываются не директором, а не установленными лицами.
В случае использования усиленной электронной подписи такая вероятность полностью исключается. Инновационный инструмент уже получил популярность на электронных торгах. Особенно на госзакупках и аукционах публичных частных компаний.
Эксперт напомнил, что усиленная квалифицированная электронная подпись подтверждается сертификатом от аккредитованного удостоверяющего центра и во всех случаях приравнивается к бумажному документу с «живой» подписью.
Изготовление сертификата производится по заявлению будущего его владельца. При этом один экземпляр сертификата выдается владельцу, второй — остается в удостоверяющем центре. Цены на изготовление ЭЦП для коммерческих организации варьируются от 7000 до 14 000 рублей.