За последние годы это одно из самых громких дел, связанных с привлечением к ответственности по ст. 180 ч.4 УК РФ (незаконное использование средств индивидуализации товаров, работ, услуг). Статья считается достаточно редкой в судебной практике российских судов.
Несколько лет назад руководство Мариинского театра обратилось в правоохранительные органы с просьбой разобраться с сайтами-клонами, которые осуществляют перепродажу билетов. Сайты полностью копировали сайт ведущего театра России, а билеты на нём продавались в 2 раза дороже. Были использованы официальные торговые знаки и символика учреждения.
В результате доследственной проверки было возбуждено уголовное дело. Главными фигурантами делами стали 2 предпринимателя: Андрей Хартанюк и Алексей Куринов. Они создали преступную крупнейшую сеть по продаже билетов в интернете. С их помощью продавались билеты на постановки популярных театров: Мариинский, Большой, Малый, Академический Молодёжный, а также консерватории им. Чайковского. Всего обширная сеть насчитывала около 20 компаний, которые участвовали в интернет-торговле. К работе привлекались многочисленные специалисты: дизайнеры, PR-менеджеры, программисты. У сети было 2 полноценных колл-центра: в Москве и Владимире.
Начиналась предпринимательская деятельность А. Куринова и А. Хартанюка вполне законно: в 2013 году была создана компания по продаже билетов на концерты, спортивные матчи и другие досуговые мероприятия. Несколько лет деятельность не выходила за рамки закона. Куринов занимался технической частью бизнеса, так как был программистом, Хартанюк взял на себя курацию остальных вопросов по развитию проекта. Но уже в 2017 году компаньоны захотели увеличить выручку. В тот момент, по версии следствия, и было принято решение о создании сайтов-двойников.
Что касается продвижения и рекламы серых сайтов, то сайты-двойники зачастую были в поисковой выдаче даже выше оригинальных интернет-ресурсов учреждений. Схема по перепродаже билетов была достаточно простой: компании Куринова и Хартанюка закупали билеты обычным путём, а затем перепродавали в несколько раз дороже при помощи собственных поддельных сайтов. Общий объём выручки от перепродажи составил примерно 1 млрд рублей.
Сотрудники театральной среды впервые обратили внимание на фальшивые сайты, когда покупатели стали массово жаловаться на слишком высокие цены на театральные представления. Вся нелегальная сеть осуществляла свою деятельность максимально тайно: с билетов удалялась первоначальная цена.
В операционной преступной деятельности принимала участие и Ирина Хартанюк – мать Андрея Хартанюка. Она занималась некоторыми юридическими и финансовыми вопросами, в том числе по подбору фирм-однодневок с целью обналичивания средств. В преступной группе нашлось место Яне Тагиной и Юлии Чарыковой – владелицам большинства фирм по реализации билетов, а также Виталию Гашакову – он занимался подбором помещений.
Позднее в уголовном деле стала фигурировать и ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Правоохранителям удалось задержать большую часть участников преступной группы за исключением Андрея Хартанюка и его матери. Они объявлены в международный розыск. Потерпевшие по делу: многочисленные учреждения театральной среды, а также покупатели, которым не досталось купленных билетов.
Мариинский театр планирует взыскать с участников преступной деятельности около 50 млн рублей.
С 2019 года массовая перепродажа билетов по завышенным ценам в России запрещена. Были внесены изменения в ФЗ-193 «Основы законодательства РФ о культуре». Ст. 52.1 говорит о запрете продажи билетов по цене выше, чем та, что указана в документе. Исключение составляет однократная продажа физическим лицом, который приобретал такой билет в личных целях.