В последнее время пользователи обращаются к юристам по поводу поступления сообщений от операторов связи, в частности, Теле2. Гражданам предлагается подтвердить свои данные в соответствии с действующим законодательством.
Далее в статье разберем, предусматривает ли такие полномочия Теле2 закон «О связи», для чего нужно подтверждение паспортных данных, обязательна ли эта процедура и каковы последствия игнорирования сообщения оператора.
Что сказано в законе
Федеральный закон ФЗ-126 от 07.07.2003г. «О связи» действительно предоставляет подобные права операторам связи.
В ч. 6 ст. 44 ФЗ-126 указано следующее:
- оператор связи обязан осуществлять проверку достоверности имеющихся данных об абоненте;
- проверка физлица включает сверку реальных фамилии, имени, отчества, даты рождения и других паспортных данных с имеющийся в базе данных информацией;
- проверка осуществляется при личном визите абонента в офис оператора связи и демонстрации паспорта или на портале «Госуслуги»;
- в случае неподтверждения достоверности имеющихся в базе данных сведений оператор связи должен приостановить оказание услуг.
Эти поправки в закон внесены еще в 2018 году, с тех пор проверки проводятся периодически. При этом в законе не указаны критерии отбора абонентов, периодичность проверок.
Операторы связи технически не имеют возможности проверять всех абонентов, поэтому мероприятия выборочные. По какому принципу они проводятся точно неизвестно, вероятно имеются внутренние документы. У экспертов также есть предположения по этому поводу.
Основания для проведения проверок по закону «О связи»
Причины, по которым сведения оператора связи могут утратить актуальность:
- паспортные данные стали неактуальными, так как сменилась фамилия, получен новый паспорт, абонент переехал и т.д., а оператору связи не сообщил. Предположить неактуальность имеющихся данных оператор мог при проверке давности заключения договора (чем старее договор, тем выше вероятность устаревания данных) или при обращении абонента;
- при оформлении договора в салоне документы заполонены не полностью;
- сотрудник оператора при составлении документов допустил ошибки или написал данные неразборчиво.
В любом случае, если абонент не подтвердит свои данные, у оператора есть право ограничить ему предоставление услуг.
Способы подтверждения данных
Если звонят из Теле2 и просят подтвердить паспортные данные по закона «О связи», то это можно сделать двумя способами: личный визит с паспортом в салон связи или офис и предоставление данных онлайн через портал Госулсуги. В первом случае порядок действий очевиден: нужно обратиться к специалисту и показать паспорт.
Во втором случае алгоритм немного сложнее, но проблем обычно тоже не возникает. Необходимо зайти в личный кабинет, затем в настройки и нажать на кнопку «Проверка паспортных данных». Если данные синхронизируются с Госуслугами появится сообщение «Подтверждено», если нет, то потребуется личное обращение с паспортом в салон.
Сверкой данных занимаются все операторы связи, не только Теле2, но и МТС, Билайн, Мегафон. Информация о необходимости подтвердить данные направляется посредством СМС. Оказание услуг возобновляется после подтверждения данных.