2021 год официально объявлен в РФ Годом науки и технологий. Однако в ГД РФ уже прошел первое чтение закон, по которому можно объявить вне закона любой научно-просветительский проект — внесены поправки в закон об образовании в РФ (№273-ФЗ).
Впервые в законы РФ введено понятие «просветительская деятельность». Российское государство впервые за 30 лет возвращается к регулированию просвещения. И речь не про запрет на лженауки — астрологию, экстрасенсорику и т.п. Контролю подлежат все проекты, включая научпоп, на предмет антироссийской пропаганды: открытые лекции, беседы в чате, любые каналы распространения знаний, умений, достижений и ценностных установок вне учебных заведений.
Правительство РФ (не ГД РФ!) намерено в особом порядке регламентировать просветительскую деятельность всех каналов через установку специальных форм и условий. Несоответствие формам и условиям является нарушением закона, т.е. использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной розни. Политика на канале необязательна.
Практика показывает крайне широкое толкование норм закона №282 УК РФ (о запрете разжигания розни): от терроризма (дело бандита Ш. Басаева) до ловли покемонов в православном храме (дело блогера Р. Соколовского). Аналогичная практика предстоит и для новых поправок.
Просветители — ученые, научные журналисты, преподаватели — уже массово осуждают новый закон. По их мнению, под удар попадут все проекты без учета содержания. Суть поправок — избыточное регулирование каналов его распространения.
Научно-просветительское сообщество требует отклонения законопроекта по трем основным причинам.
1. Понятие «просветительская деятельность» в законе толкуется крайне широко и содержит размытые формулировки — основу для злоупотреблений. Просветителем (по новому закону) становится любой, кто пытается что-то кому-то объяснить.
2. Закон дублирует действующие нормы по запрету разжигания розни.
3. Государство не просто берется за регулирование просветительской деятельности — но за ее запрет. Никаких стимулирующих мер закон для просветительской деятельности не предусматривает.
Лицензирование сократит огромное число малых проектов. Уменьшится зрительская аудитория, устремленная к получению знаний. Это повлечет за собой деструктивные и экстремистские тенденции среди школьников и молодых людей, лишенных доступного формата получения знаний.