Мусорная реформа 2019 года: что нас ждет?

Начиная с 2019 года в России вводится новая система обращения с твердыми коммунальными отходами. Она уже внедрена в 16 субъектах Федерации, однако Москве, Петербургу и Севастополю разрешили отложить «мусорную реформу» до 2022 года.

По данным Минприроды РФ, система направлена на кардинальное изменение принципов и механизмов сбора, сортировки, переработки и утилизации мусора. Фактически в России создаётся новая отрасль экономики и современная инфраструктура, включающая в себя новые мусороперерабатывающие комплексы и полигоны.

Согласно реформе, захоронение отходов в границах населённых пунктов запрещено. В рамках новой системы предполагается захоронение минимального количества мусора.

Ситуация до реформы

Все манипуляции с отходами как промышленными, так и бытовыми регулируются законом №89, принятым Госдумой 22.05.1998 г.и подписанный президентом 24.06.1998 г. В документе прописаны нормы обращения с отходами для того, чтобы:

  • Максимально использовать их в качестве вторсырья.
  • Не допустить вредное воздействие на человека и окружающую среду.
  • Уменьшить их образование.
  • Правильно переработать/складировать/обезвредить/захоронить.
  • При этом за сбор и переработку мусора отвечали муниципальные ведомства. Стоимость оказания этого вида услуг включалась в общий коммунальный платеж. Закон действовал 20 лет практически без изменений, однако, с ухудшением экологической ситуации потребовалось пересмотреть действующее законодательство. 22 декабря 2017 г. Госдума утвердила ФЗ №503 о внесении изменений и поправок в документ, а 31.12.2017 г. его подписал президент страны.

    Весь 2018 год отводился на подготовку к внедрению “мусорных”новшеств. В чем суть реформы? Кто же в 2019 году будет отвечать за увоз мусора и его утилизацию?

     

    Что нового?

    Смысл реформы заключается в:

  • Раздельном сборе мусора. Это нужно для того, чтобы иметь возможность его переработать, т. е. использовать в качестве вторсырья.
  • Назначении одной компании-оператора для каждого субъекта Федерации. Т. о. работу по выполнению обязательств легче контролировать.
  • Часть средств, полученных в результате увеличения тарифа, направить на строительство современных заводов по переработке/утилизации мусора (как следствие – ликвидация существующих свалок).
  • Согласно внесенным изменениям (ФЗ№503) с 1.01.2019 ответственность за все действия с отходами возлагаются на регионы. Отныне им предоставляется право решать, где оборудовать мусорные полигоны, выбирать компанию-оператора по вывозу отходов, продумать схемы вывоза, накопления и переработки мусора и т. д.

    Еще один ключевой момент – плата за вывозку твердых коммунальных отходов (ТКО) теперь рассчитывается не по метражу квартиры (дома), а по количеству человек прописанных на этой жилплощади.

    Для подготовки к мусорной реформе регионам отводились следующие сроки:

     

  • До 1.05.18 – выбор регионального оператора.
  • До 1.07.18 – установка новых тарифов.
  • На сегодня далеко не все справились с поставленной задачей. Если с выбором регоператора определились 70 субъектов РФ, то новые тарифы по ТКО установили всего в 35 регионах.

    По словам Ольги Тимофеевой (зам. пред. Госдумы; сопредседатель ОНФ), закон о проведении мусорной реформы с 1 января 2019 года есть, а базы для выполнения законодательства – нет. Регионы просто игнорируют или противодействуют новым правилам по отвозу мусора. Сроки, отведенные государством на переход к новому порядку обращения с отходами, сорваны.

    Стало известно, что 18.12.18 Госдума утвердила законопроект, предусматривающий отсрочку в переходе на новую систему сбора и утилизации ТКО. Переходный период продлится для:

  • Городов федерального значения – 3 года (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).
  • Регионов – 1 год. Мера действенна для тех регионов, которые не могут найти подходящего частного/государственного оператора, отвечающего за отвоз и переработку мусора.
  • Также на четыре года, разрешено использовать имеющиеся “нелегальные” полигоны (невнесенные в госреестр) для захоронения ТКО. То есть мусор так и будут свозить на свалки, которые уже и так переполнены.

    За отведенное дополнительное время должна быть построена перерабатывающая инфраструктура, позволяющая сортировать мусор и возвращать сырье в производство.

    Готова ли страна к реформе

    В связи с введением в России с 1.01.2019 года мусорной реформы, для населения значительно возросла стоимость вывоза ТКО. Эксперты прогнозируют рост тарифов в 12-15 раз. Стоимость услуги по вывозу мусора для населения будет проходить отдельной графой в квитанции за коммуналку. Теперь за каждого человека, прописанного в квартире/доме, придется платить от 90 до 130 рублей.

    Администрация регионов старается по максимуму снизить цену за отвоз мусора, используя всяческие предлоги, считают компании-операторы ТКО. Оказывать “мусорные” услуги становится невыгодным, ведь чтобы новая программа заработала, необходимо закупить новую технику, контейнеры, оборудование. Кроме того, чтобы построить новые объекты по переработке мусора, нужно еще получить разрешение от Росприроднадзора и Роспотребнадзора, согласовать строительство с местными жителями…

    Все ли будут платить по-новому

    Сколько придется платить за вывоз мусора в 2019 году? Плата будет зависеть от тарифов оператора, а также установленных в регионе норм выброса мусора на одного человека. Для тех, кто захочет принять участие в программах по раздельному сбору отходов (сухих и мокрых) предусматриваются льготы в оплате до 50%.

    Что думают эксперты?

    Мнение о мусорной реформе 2019 высказал 12.10.18 на пресс-конференции в ТАСС глава ОП РФ (Общественной Палаты России) Валерий Фадеев. По его словам, большинство частных регоператоров не справляются с глубокой переработкой ТКО, как результат, лишь малая часть сырья возвращается в производство. Люди недовольны, количество свалок не уменьшается, а растет, работа полигонов неудовлетворительная. Большинство граждан категорически против строительства вблизи населенных пунктов мусоросжигательных заводов, т. к. это приведет к ухудшению экологической обстановки и окажет прямое негативное воздействие на здоровье жителей. Все заверения о безопасности современных мусороперерабатывающих технологиях вызывают только недоверие и протест населения.

    Среди предложений от ОП РФ президенту прозвучало:

  • Обеспечение экологической безопасности государству необходимо взять на себя, а не перекладывать на частный бизнес.
  • Необходимость и приоритет в переработке отходов во вторсырье. А значит строительство высокотехнологичных объектов, которые обеспечат превращение отходов в сырье. В настоящее время заводы, использующие вторсырье как исходный продукт загружены всего на 50-55%.
  • Национализировать полигоны.
  • Жесткий государственный контроль в регионах. Губернаторы будут лично отвечать за проведение реформы.
  • Открытость и публичность проводимой реформы.
  • Согласно новому закону с 1 января 2019 года начнут действовать иные правила по обращению с ТКО. Цель проведения “мусорной реформы” –ликвидировать несанкционированные свалки, возвращать отсортированные ценные компоненты на вторичную переработку. Время, отведенное региональным властям на реализацию нововведений в 2018 году, оказалось недостаточным. Благодаря принятой отсрочке население получит значительное повышение “мусорных тарифов”, но не увидит существенных изменений еще как минимум до 2020 года.


    Источник

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here