В конце февраля 2022 года, после многочисленных санкций в отношении Российской Федерации со стороны Запада, многие эксперты начали говорить о возможном дефолте в стране.
Санкции ставят Россию перед угрозой дефолта — JPMorgan
Из-за экономических санкций, введенных против РФ в связи с военной операцией на Украине, российская экономика встала перед угрозой дефолта, передает Reuters со ссылкой на заключение аналитиков JPMorgan.
Как отмечается, в марте Россия должна погасить государственные облигации на сумму более $700 млн. Теоретически у страны достаточно резервов для покрытия долгов, предполагают эксперты, однако замораживание некоторых активов и другие меры могут оказать значительное влияние на ее платежеспособность.
Паника на рынках может спровоцировать дефолт — Дмитрий Голубовский
Финансовый аналитик Дмитрий Голубовский оценил вероятность дефолта. По его мнению, Россия ещё никогда не была так близка к повторению сценария 1998 года.
Эксперт по финансам Дмитрий Голубовский опасается, что в России может произойти дефолт, то есть резкое и неконтролируемое обесценивание рубля.
«Я сейчаc всерьёз оцениваю ситуацию как дефолт 1998 года, — признался аналитик. — Вот пройдут её или нет без обрушения банковской системы, никто не знает».
Так или иначе, уверен Голубовский, в той ситуации, что сейчас сложилась, виноваты два человека — Антон Силуанов и Эльвира Набиуллина.
«К этим людям я отношусь с крайним недоверием, считаю их нелояльными ни президенту, ни тому курсу, который он делает. Я рассматриваю всю их политику, которая была до спецоперации, как саботаж, мы сейчас имеем следствия. Но самое главное — я считаю, что выкидывать их сейчас не нужно, это ещё большую панику родит. Нужно их оставить, но кто-то должен быть при них, сказать им, как нужно в этой ситуации поступать», — пояснил специалист.
Пока ещё паника на финансовом рынке лёгкая, но может перерасти в тяжёлую, добавил наш собеседник.
Поэтому сейчас надо молиться, чтобы пронесло. Чтобы у них в голове или при них нашлись люди с головами, которые спасут всю эту ситуацию. Выстроят поступление валюты в Россию через Китай и через нейтральные страны и каким-то образом обеспечат функционирование внешней торговли. Но я так понимаю, что плана на случай введения всех этих санкций никакого нет у правительства вообще. Они просто не верили, что это возможно, полагает Голубовский.
«Я говорю с вами как профессионал, который пережил все крахи. Я пережил 2008 год, я пережил греческий дефолт и конфискацию депозитов в кипрском банке, крах 2014 года, крах 2015 года и коронавирусный обвал. То, что сейчас произошло, это хуже, чем всё вот это. Я оцениваю ситуацию на уровне валютной паники 2008 года, но если это дальше будет продолжаться, то это может перерасти в дефолт», — предупредил эксперт.
Вероятность дефолта крайне низкая — Глеб Покатович
Между тем ещё совсем недавно многие специалисты уверенно говорили, что дефолт в нашей стране невозможен. Так, Радио «КП» в конце января 2022 года приводило высказывание экономиста, преподавателя РАНХиГС Владислава Гинько, который утверждал, что евро и доллар вот-вот начнут падать.
Некоторые уверены в этом и сейчас. Так, первый вице-президент ЦСР Глеб Покатович высказался о вероятности дефолта по госдолгу в нашей стране. По его словам, она крайне низкая.
«Совокупный объем российского госдолга на начало текущего года составил чуть выше 21 триллиона рублей (15,8% ВВП). Правительство Российской Федерации располагает значительным объемом резервов, даже несмотря на частичную их блокировку со стороны западных стран», — цитирует РИА «Новости» Покатовича.
По его словам, объем ФНБ на 1 февраля нынешнего года составил 13,6 триллиона рублей (10,2% ВВП).
«Если исключить активы, затронутые санкциями, и ценные бумаги российских компаний, серьезно подешевевшие в результате обвала на фондовом рынке, то оставшийся объем средств ФНБ все равно выглядит значительно. В частности, на депозитах в ВЭБ. РФ было размещено 530,6 миллиарда рублей, на субординированных депозитах ВТБ и Газпромбанка — 138,434 миллиарда рублей, на отдельных счетах по учету средств ФНБ в Банке России — 226,7 миллиарда китайских юаней, 405,7 тысячи кг золота в обезличенной форме и 266,1 миллиона рублей», — отметил Глеб Покатович.
Кроме того у России есть значительные ресурсы на казначейских счетах в виде свободных остатков, а также резервный фонд правительства.
«Правительство России совместно с Банком России принимают целый ряд мер по сохранению устойчивости российского финансового рынка и стабилизации валютного курса. В том числе, в целях недопущения падения стоимости отечественных долговых бумаг российский регулятор принял решение о введении запрета брокерам на исполнение ордеров иностранных инвесторов на продажу ценных бумаг, — рассказал эксперт. — Таким образом, учитывая существенный запас ликвидности и меры по стабилизации ситуации на финансовом рынке, вероятность дефолта по долгу Российской Федерации объективно крайне низкая».
Ранее Центробанк РФ на своём сайте сообщил о новом пакете мер по поддержке российских кредитных организаций на фоне введенных западными странами санкций.
Возможен ли дефолт в России в 2022 году — Константин Ордов
После начала спецоперации российских войск на территории Украины, кредитно-дефолтные свопы (credit default swaps, CDS) на российские еврооблигации выросли вдвое за 24 часа и достигли рекордных с 2008 года 882,6 базисного пункта. Экономист Константин Ордов рассказал, когда стоит ожидать дефолта в России.
С начала января 2022 года CDS на российские еврооблигации увеличился семикратно, показатель не достигал такого уровня даже после присоединения Крыма к России в 2014 году. Тогда страховка от дефолта не превышала 650 пунктов, CDS вернулись к уровню конца 90-х. Следует разделять риск дефолта на два возможных варианта, обращает внимание Директор Высшей школы финансов РЭУ им. Плеханова Константин Ордов.
«Первый тип – технический дефолт, – говорит эксперт, – он связан с невозможностью осуществить транзакцию в срок по тем или иным причинам. Второй вариант дефолта – классический, он связан с неплатежеспособностью и ее последствиями».
Риск технического дефолта, к сожалению, нельзя исключать в текущей ситуации, объясняет экономист. Это связано с последними санкциями, принятыми в отношении финансовых операций банков. При этом следует оценивать вероятность дефолта, который мог бы произойти по финансовым показателям.
«Если мы посмотрим на международные резервы РФ (по данным Центробанка на 14 января 2022, года составляли $638,2 млрд), – объясняет Константин Ордов, – а государственный долг – рублевый, поэтому нет валютного риска, а существующий риск по масштабам несопоставим с объемом резервов».
Более того, размер международных резервов России превышает совокупный объем внешнего долга государства, включая долг коммерческих компаний, подчеркивает экономист.
«Мы понимаем, что крупные госкорпорации, либо компании с госучастием тоже являются значимыми игроками долгового рынка, – продолжает собеседник АБН, – и поэтому спасать их тоже придется, однако проблемы в этом нет. Валютные резервы РФ, по сути, превышают сумму всех долговых обязательств. Так что с точки зрения реального дефолта в ближайшей перспективе, такое развитие сценария на сегодня скорее является невозможным».
Если говорить про инструмент CDS, который связывают с вероятностью дефолта, речь идет о другом, сообщил Константин Ордов. По его словам, граждане сильно обеспокоены вероятностью того, насколько останутся доступными операции в банках, к которым они привыкли. Также присутствует волнение, не станут ли международные долги причиной того, что банки перестанут проводить некоторые операции.