Мировой экономический кризис, аккуратно поданный в обертке пандемии коронавируса ознаменовал окончание эпохи неолиберализма в экономике всех стран, а тем более в России.
Предпринимаются еще вялые попытки законсервировать былое, но процесс уже стал необратимым. Может это и к лучшему – ибо никаких существенных преференций для обычных россиян неолиберализм так и не принес.
Символы неолиберализма в России хотят вернуться во власть
Самые известные приверженцы неолиберальной модели экономики время от времени напоминают о себе. Так, например, бывший вице-премьер, а ныне глава счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что экономика России находится в глубоком застое и ей нужны срочные реформы.
Без них, уверен экс-заместитель председателя правительства, ее ожидает крах. Подобные заявления очень удивительно слышать от человека, который более 10 лет находился во главе министерства финансов РФ и был вице-премьером.
Некоторые эксперты предполагают, что таким образом Кудрин намекает руководству страны на возвращение во власть. Однако в таком случае его надеждам не суждено сбыться. Ведь неолиберальная модель экономики, приверженцем которой он является, изжила себя, особенно заметно это стало в период мирового экономического кризиса, чуть прикрытого эпидемией коронавируса.
Президенту России Владимиру Путину, да и российскому народу больше не нужны апологеты неолиберализма в правительстве. Ставка сделана на технократов вроде Михаила Мишустина, способных построить социально ориентированную экономику. Которые не будут ожидать одобрения Запада по каждому вопросу и упрашивать об инвестициях под выполнение политических условий.
Какая модель нужна экономике России
Изменения в Конституцию РФ предопределили и экономическое будущее страны. В ст.75 новой редакции Основного закона прямо говорится о благосостоянии граждан, социальном партнерстве и социальной солидарности.
Что говорит о построении в перспективе социально ориентированного государства. Неолиберализм никак не отвечает ни требованиям обновленной Конституции, ни современным требованиям общества.
Так что в будущем российской экономики нет места «дикому капитализму», неолиберализму и другим особенностям прошлых трех десятков лет. Владимир Путин принял «дышащую на ладан» страну и был вынужден некоторое время «играть по правилам», постепенно избавляясь от наиболее одиозных либералов.
Но с отставкой Дмитрия Медведева все изменилось, теперь президента не сдерживают договоренности, более того, он получил очередной вотум доверия на всенародном голосовании по изменениям в Конституцию.
И, если судить по последним выплатам, российская экономика стает все более социальной. Правда и отвечать теперь за все перед народом Владимиру Путину, поэтому кадровая политика станет еще более жесткой.