Сокращение кредитных рисков со стороны банков из-за пандемии не опасно для банков, но может повлиять на восприятие кредитов людьми. Об этом в разговоре с iReactor рассказали экономисты Антон Шабанов и Василий Колташов.
По данным бюро кредитных историй «Эквифакс», российские банки начали снижать кредитные риски, сокращая средний лимит овердрафта для держателей дебетовых карт с такой опцией. По итогам мая, средний лимит овердрафта упал, по сравнению с апрелем, почти на 35%, а по сравнению с мартом — почти на 60% (с 50 тыс. рублей до 20 тыс. рублей). Более того, банки также начали сокращать выдачу карт с такой опцией: в мае их смогли получить всего 3,8 тыс. клиентов — это примерно в восемь раз меньше, чем в марте.
Подобная закономерность — логичная и ожидаемая политика банков в условиях пандемии из-за снижения реальных доходов населения, отмечают эксперты. Банки лишь минимизируют свои риски, ведь если в прежних условиях, овердрафт был для них дополнительным способом заработка, то сейчас он лишь увеличивает риск невозврата средств. Однако как долго это продержится, и понесет ли за собой какие-либо последствия — неизвестно. Независимый финансовый эксперт, аналитик и автор проекта All Economics Антон Шабанов в комментарии iReactor заявил, что переживать по этому поводу не стоит, и со временем все вернется на прежние места.
То, что сейчас делает весь банковский сектор — это стандартная реакция на любые такие потрясения, которые происходят на рынках. Банки просто перестраховываются и всем, кому могут и не могут, снижают лимит овердрафта, более выборочно начинают подходить к выдаче кредитных карт. Но это такая временная штука, пока не стабилизируется рынок и вообще вся ситуация в стране, после чего все вернется на круги своя, — поделился Шабанов.
Руководитель центра политэкономических исследований Василий Колташов разделяет это мнение. По его словам, сокращение кредитных рисков со стороны банков — лишь вынужденный маневр в условиях пандемии, после чего система неизбежно восстановится. Более того, после выхода из ограничительных мер, государство будет стараться всячески развивать банковские кредитные системы, и, в первую очередь, с помощью борьбы с микрофинансовыми организациями, поделился экономист в разговоре с корреспондентом iReactor.
Я думаю, что выпуск кредитных карточек в ближайшие годы будет расширяться, опция овердрафт никуда не уйдет, будет новая волна, когда ограничения будут сняты. Но вот кто стратегически проигрывает — это микрофинансисты, потому что с ними будет «война». Поле микрофинансовых организаций сильно сократится, процент уменьшится, возможности для мошенничества сократятся, и их крепко прижмут, потому что они «убивают» деньги покупателя. В то время как кредиты банков наоборот стимулируют покупателя, — отметил Колташов.
Поэтому никакой угрозы ни для опции овердрафта как таковой, ни для самих банков, подобные изменения не несут. Однако при этом, как подчеркнул Колташов, нельзя отрицать возможное влияние на восприятие кредитов самим населением.
Я думаю, что эта инициатива банков по урезанию выпуска карт с принципом овердрафт приведет к тому, что люди сами не будут сильно стремиться к этому. Поскольку на наших глазах коллапсировала крупнейшая по потреблению экономика в мире (порядка тридцати пяти процентов потребления товаров в мире — это американская экономика), именно потому что основная ставка была на кредиты, — подчеркнул экономист.
В условиях пандемии люди, оказавшись без денег, закономерно столкнулись с тем фактом, что финансовая подушка, а также рациональный, расчетливый и осторожный подход к собственным накоплениям и покупкам — это гораздо более надежный и, что самое главное, безопасный вариант. Даже несмотря на, казалось бы, всю их привлекательность. Это может привести к глобальным изменения в отношении к кредитам. Но случится ли это, остается только предполагать.
Покупай в кредит, живи в кредит, все имей в кредит, сразу. Не жди, не копи, не надо себя ни в чем ограничивать, не нужно быть расчетливым и рациональным. Нужно быть щедрым и быстрым. Вся эта философия не уничтожена и никуда не исчезнет, она все равно будет существовать на рынке, но она получила очень сильный удар. И, я надеюсь, что это повлияет на поведение наших граждан — они будут более рациональны, — подытожил Колташов.