Современные информационные технологии позволяют манипулировать данными и использовать информацию в корыстных целях. Основная масса людей очень далека от мира компьютерных программ и возможностей интернета. Это позволяет легко обмануть жертву ловким и продвинутым в этом отношении мошенникам.
Воровство денег перестало быть ремеслом только «домушников» и «медвежатников», появился большой круг интренет-преступников, которые с помощью технических средств выманивают у людей данные банковских счетов и спокойно воруют деньги.
Примитивные схемы обмана ушли в прошлое. Теперь преступники хорошо готовятся к каждой операции:
- узнают личные данные будущей жертвы (взлом банковских баз стал регулярным, социальные сети полны информацией о семье, успехах, месте работы и кредитах людей);
- готовят команду участников – кто-то будет представляться банковским работником, кто-то полицейским, кто-то работником колл-центра;
- специальные программы в момент контрольных прозвонов со стороны обманутого человека подменяют номера телефонов, чтобы создавалось впечатление, что звонки поступают на официальные номера.
Затем начинается собственно представление:
- звонок жертве от лица «банковской службы безопасности» с сообщением о проведении какой-либо операции с переводом денег со счета;
- требуется подтвердить или опровергнуть информацию;
- затем подключаются «работники банка», «консультанты колл-центра», «полиция»;
- человеку дают номера телефонов, чтобы он проверил информацию, звонки автоматически переключаются на мошенников и обман продолжается;
- могут требовать переоформить кредиты, перевести некоторые суммы для закрытия проблемы, открыть новые счета, куда перевести свои средства «для сохранности» и т.п.
Сценарии могут быть разными – зависит от состояния клиента, количества денег на счету, количества счетов в разных банках. Результат всегда один – человек лишается своих сбережений.
Финансовые эксперты и психологи не раз в СМИ и в социальных сетях предостерегали всех граждан от таких ситуаций. К сожалению, россияне очень беспечны, доверяют свои личные данные посторонним, могут выбросить в мусор ксерокопию паспорта, предъявляют паспорт везде, где только их попросят (это в большинстве случаев противозаконное требование), пользуются платежными терминалами в присутствии посторонних лиц.
Самым лучшим поведением в ситуации с телефонными мошенниками является немедленное прекращение первого разговора, никаких перезвонов на указанные собеседником номера, личный визит в свой банк и выяснение на месте реальной ситуации.