«Газпром» внес Беларусь в факторы риска – каковы последствия?

"Газпром" внес Беларусь в факторы риска – каковы последствия?

Российская компания видит четкую параллель между политическими волнениями и поставками голубого топлива европейским потребителям.

МИНСК, 7 окт – Sputnik, Данара Курманова. Чем дольше продолжаются протесты в Беларуси, тем более сильными оказываются их последствия для экономики страны. Нацбанк второй месяц сообщает о сокращении золотовалютных резервов, а международное аналитическое агентство Standard & Poor`s опубликовало новый рейтинг финансового рынка Беларуси (теперь он считается не стабильным, а негативным).

И вот, 6 октября вышел новый документ: «Газпром» выпустил меморандум выпуска еврооблигаций и указал Беларусь в разделе «Факторы риска». Каковы могут быть последствия для энергетики РБ и чего опасается «Газпром» — читайте в обзоре Sputnik.

Газпром не мог не выразить беспокойства

Политическая неопределенность в Беларуси увеличивает риски для дочерней компании «Газпрома» ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», говорится в меморандуме российской структуры. В частности, составители документа выделяют риск нарушений транзита газа через белорусский участок газопровода «Ямал-Европа».

В министерстве энергетики Беларуси беспокойство «Газпрома» считают необоснованным. Страна своевременно выполняет свои обязательства по транзиту газа в Европу, заявила пресс-секретарь ведомства Ольга Козлович.

«Информация о «неких рисках» и «возможных сбоях в транзите» не имеет под собой никаких оснований», — заявила она.

Однако в «Газпроме» не могли не отметить политические события в Беларуси среди факторов риска для компании, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

«Меморандум – это отчет, который выпускает компания, когда размещает евробонды на бирже. Когда вы размещаете долговые бумаги, вы обязаны предупредить покупателя об определенных рисках – и нужно перечислить даже риски потенциальные, которые могут возникнуть. Таковы правила, это обязательная техническая процедура. Поэтому каждая компания указывает в меморандуме все, что она видит, — объясняет эксперт. – «Газпром» — не исключение. Обычно компания перечисляет даже несущественные риски, вплоть до возможного сокращения потребления газа в Европе из-за теплых зим. В чем новизна нынешней истории – компания раньше не указывала в качестве фактора риска транзит газа через Беларусь».

 

Две причины для тревоги

Белорусский участок газопровода «Ямал — Европа» играет большую роль для «Газпрома». Его протяженность составляет 575 километров. Работу газопровода в Беларуси обеспечивают пять компрессорных станций. В среднем «Ямал – Европа» обеспечивает поставку около 80 миллионов кубометров газа в сутки. И эти поставки в теории могут нарушить два фактора, рассуждает Игорь Юшков.

«Первое – это забастовки, происходившие на белорусских предприятиях, — говорит эксперт. – С другой стороны, на решение «Газпрома» могли повлиять действия властей, когда было изменено руководство Белгазпромбанка».

«Газпром» купил белорусскую ГТС за 5 млрд долларов и еще несколько миллиардов вложил в ее развитие, напоминает Игорь Юшков. И сейчас руководство компании может вспомнить, как еще на президентских выборах 2010 года радикальная часть оппозиции предлагала национализировать предприятие «Белтрансгаз», 50% которого принадлежало российской компании.

Пик напряжения пройден

Однако не стоит упускать из внимания следующий факт: меморандум «Газпрома» готовился заранее, когда обстановка в Беларуси была действительно напряженной, а не конкретно 6 октября. А в настоящее время пик пройден, считает эксперт по энергетике Борис Марцинкевич.

«Ситуация так или иначе входит в разумное русло. Поэтому опасения, что кто-то может вмешаться в деятельность дочерней компании «Газпрома», — это излишняя осторожность», — сказал он.

Более того, в Беларуси понимают выгоду сотрудничества с «Газпромом», уверен Игорь Юшков.

«Компания развивает газификацию, модернизирует газопроводы, обеспечивает определенное число граждан работой, платит зарплаты своим сотрудникам и налоги в бюджет страны», — перечисляет он.

Еще один очевидный плюс от сотрудничества с «Газпромом» — это цены на газ. Беларусь и Россия еще не обсуждали контракт на поставку газа в 2021 году, однако в 2020 году «Газпром» сохранил цену на газ для Беларуси на уровне прошлого года – 127 долларов за тысячу кубометров. И это весьма выгодные расценки, учитывая, что цена европейского газа на спотовом рынке куда выше – 5 октября голландский хаб предлагал тысячу кубометров газа за 160 долларов. При этом спотовые рынки не рассчитаны на большие объемы газа, а Беларусь импортирует в среднем 20 млрд кубометров газа в год.

Впрочем, поставлять газ из Европы в Беларусь было бы невозможно даже технически, уточняет Игорь Юшков. Однако, если представить эту ситуацию теоретически, к цене газа прибавилась бы цена за доставку. «На спотовом рынке это примерно 10-20 долларов к каждой тысяче кубометров», — поясняет эксперт.

Получается, если бы сейчас Беларусь закупала газ в Европе, переплата составила бы около 48 долларов за каждую тысячу кубометров. А лишних денег в бюджете республики сейчас нет.

Задолженность Беларуси перед «Газпромом» составляет 328 млн долларов. Данную сумму власти республики планируют выплатить за счет кредита на 1,5 млрд долларов, предоставленного Россией. Чтобы рассчитаться с газовой компанией, Беларусь намерена использовать часть из 500 млн долларов по линии Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here