Счетная палата заявила об убыточности РВК и КРДВ. Более того, на инновационное развитие, 11 институтам, было ассигновано 2 трлн. руб., из которых только четверть попала в собственно проекты.
Компании, признанные стать генераторами идей и локомотивами развития имеют чрезмерную долговую нагрузку и управленческие расходы. При этом, созданные в форме акционерных обществ компании развития выплатили дивидендом всего в 1.7% от объема выделенных средств.
Аудиторы СП отметили, что ряд организаций, фактически занимающихся инновационной деятельностью, не упомянуты в «инновационном реестре» правительства. Причем, там оказался крайне публичный Фонд прямых инвестиций. Напротив, ДОМ.РФ и КРДВ, в реестр попавшие и получившее щедрое государственное финансирование – аудиторами СП в инновационной деятельности замечены не были.
В целом, оценка новационной деятельности правительства получилась негативная:
- В деятельности даже нет удовлетворительного и единообразного терминологического аппарата.
- У госполитики нет внятных приоритетов, ни в части отраслевого разреза, ни в части форм поддержки на разных стадиях проектов.
- Отсутствует и достоверная статистика новационной деятельности, что понуждает каждый раз проводить целое «следствие» о результатах работы.
Получается, что государство и само крайне смутно представляет, на что потратило 2 трлн. рублей, счастье, что получатели ассигнований сумели потратить на нечто, хотя бы отдаленно напоминающее развитие, хотя бы четверть средств.
Ложкой меда в дёгтевом тазу послужил отмеченный СП факт, что за 10 лет вклад институтов развития в собственно развитие вырос, выросли и объемы выручки от реализации проектов. Но, сами показатели развития остались низкими, отставание от стран-лидеров увеличивается.
Наиболее простую методологию предлагает Минэкономразвитие. В ней всего три критерия – рабочие места, инвестиции не из бюджетных источников и объем выручки. Но, простые критерии не означают правильные. Очень часто развитие убыточно, но создает условия для взрывного роста у смежников. Беда в том, что о развитии смутное представление имеет не только государство, при том, что про свой карман помнят почти все. Т.е. в развитии есть и морально-идеологический аспект, на который почти никто не обращает внимание. Потом, все с удивлением рассматривают рухнувшую конструкцию, в которую вложили немало денег, но не обеспечили этическими «связками».