Как будут повышать зарплаты учителям в 2020 году: новые варианты повышения, предложенные Минпросвещения

Как будут повышать зарплаты учителям в 2020 году: новые варианты повышения, предложенные Минпросвещения

МОСКВА, 12 января 2020 года. Разрабатываемые поправки в Трудовой кодекс позволят прописать базовые гарантии оплаты труда педагогов на федеральном уровне. Об этом сообщила министр просвещения РФ Ольга Васильева в интервью «Российской газете».

Как будут повышать зарплаты учителям в 2020 году: новые варианты повышения, предложенные Минпросвещения

Минпросвещения придумало, как повысить зарплаты учителям, сообщает ТАСС.

Базовая ставка педагогов должна составить минимум 70% от средней зарплаты по региону.

Механизм повышения зарплат учителям расписан в 25-страничном документе.

Если коротко, то зарплаты во многих регионах рассчитывают повышать за счет дотаций из федерального бюджета.

  • Сейчас зарплата учителей по России, а точнее, ставка за 18 рабочих часов, различается в шесть раз.
  • Если в Мордовии она составляет 3600 рублей, то в Приморье — 22 300 рублей.
  • По данным Росстата, в среднем по стране зарплата школьного учителя равна примерно 40 тысячам рублей.

Почему такая большая разница?

Сейчас все вопросы оплаты труда учителей решаются на региональном и муниципальном уровне:

  • Устанавливаются базовые ставки, принципы начисления стимулирующих выплат и разных надбавок.
  • Во многих регионах доплачивают молодым и сельским учителям: суммы разнятся на порядок.
  • А в некоторых субъектах действует система баллов. Они даются за различные достижения: от побед учеников в олимпиадах до общественной работы.
  • Чем больше баллов заработал учитель, тем больше надбавка.
  • «Провинился» в чем-то перед директором? Заветные баллы не получишь…

— Учитель не должен думать о зарплате, которую рассчитывают, жонглируя ставками и поощрительной частью. Должен быть закреплен справедливый и понятный механизм, который позволяет нашим коллегам чувствовать себя достойно в материальном плане. Вместе с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений мы направили рекомендации в регионы о том, как должен распределяться фонд заработной платы учителей: 70 процентов должно гарантированно идти на ставки и оклады и только 30 процентов — на различные надбавки, — рассказала ранее министр просвещения Ольга Васильева.

 

По данным последнего мониторинга министерства просвещения и Общероссийского профсоюза образования, только 20 регионов из 85 (!) выполняют требование «70 на 30». Например, в Рязанской области (по данным опубликованного письма) доля базового оклада — только 23,9 процента, в Тверской области — 25,3 процента.

Что это значит на практике? Чем меньше базовая оплата за одну ставку, тем меньше гарантия достойной оплаты труда и тем больше дополнительная нагрузка учителя. Чтобы хоть как-то прожить, многие педагоги вынуждены работать на полторы, две и даже больше ставок. Но при этом есть еще подготовка к занятиям, проверка тетрадей, внеклассная работа, бесконечные отчеты и работа с родителями… Риски профессионального выгорания — это не пустые слова. И, к сожалению, уход учителя из профессии — уже не редкость.

— Учительство реально нуждается в колоссальной поддержке. Это и вопрос снижения нагрузки, и уровень заработной платы. 34 процента учителей отвечают, что они имеют сложности даже с покупкой одежды, — рассказала ранее заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке, доктор педагогических наук Любовь Духанина.

Почему между зарплатами такая большая разница?

Почему между зарплатами такая пропасть и приведет ли инициатива Минпросвещения к какому-то результату? Ситуацию комментирует сопредседатель профсоюза «Учитель», преподаватель русского языка и права Всеволод Луховицкий.

Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза «Учитель», преподаватель русского языка и права

«Во-первых, по закону об образовании каждый регион сам определяет финансирование школы, и не существует никаких ни сверху, ни снизу ограничений, не существует понятия «минимальная ставка». Во-вторых, это так называемое подушевое финансирование, которое принуждает школу набирать большое количество учеников, увеличивает таким образом нагрузку и ту самую эксплуатацию учителя. В-третьих, это новая система оплаты труда, которая позволяет значительную часть зарплаты учителю вообще не выплачивать, называя ее стимулирующими выплатами и заставляя учителей дополнительно между собой соревноваться за эти стимулирующие выплаты, которые с точки зрения закона являются вариантом премии и, значит, не гарантированы работнику. Начиная с лета все говорят — Медведев, Володин, Васильева — о том, что надо ввести минимум, надо гарантировать, однако ни Дума, ни правительство этого делать не хотят».

По данным Росстата, в среднем по России зарплата школьного учителя составила около 40 тысяч рублей.

  • Так, на Чукотке зарплата учителя достигает 99 тысяч рублей,
  • а в Северной Осетии она менее 22 тысяч рублей.
  • В Москве педагоги зарабатывают более 97 тысяч рублей.

Почему преподаватели из регионов едут работать в столичные школы?

Есть ли тенденция, что преподаватели из регионов едут работать в столичные школы? На вопрос отвечает директор московской школы № 117 Ирина Бабурина.

Ирина Бабурина, директор московской школы № 117

«Будем говорить так: нормальная нагрузка чуть больше, чем ставка, около полутора ставок. Мои учителя получают где-то в среднем 80 тысяч рублей за ставку, а в регионах за эту работу платят 12-15 тысяч. С учетом дополнительных выплат за классное руководство, кабинет, участие в проекте «Московская электронная Школа», а также стимулирующих выплат за высокие образовательные результаты средняя зарплата учителя в моей школе достигает 120 тысяч рублей. Разница есть? А цены такие же, как в Москве. Только в этом году в нашу школу мы взяли трех учителей, причем учителя замечательнейшие, молодые, которые в своих регионах работали в лицеях, гимназиях, готовили тех же призеров олимпиад и так далее. Вот у меня, например, молодой математик, очень грамотный, дети его прямо сразу полюбили. Умница, настоящий учитель, у него стаж где-то лет пять-шесть. Он говорит: у меня нагрузка была две ставки плюс кружки, работа с олимпиадниками и так далее. Я работал шесть дней в неделю и за все это получал 27 тысяч без налогов, а на руки где-то 24 тысячи, вот так вот. Когда люди получают достойную заработную плату, с них и спросить можно. Я не представляю, как можно спрашивать с людей, которые получают 12-15 тысяч за такую же нагрузку, как у нас в Москве. Но очень много идет молодых, которые только закончили вузы: из Оренбурга, из Воронежа, из Самары, из Энгельса приезжают. И как руководителю, конечно, мне интересно, чтобы у человека было хотя бы лет пять-семь стажа».

Летом депутаты поддержали предложение министра просвещения Ольги Васильевой о минимальной оплате труда молодого учителя в размере не менее 70% от средней зарплаты в регионе при условии работы на одну ставку — это 18 часов в неделю. Недавно в Совете Федерации предложили выравнять зарплаты педагогических работников во всех регионах. Для этого предлагается создать единую систему оплаты труда учителей. В Кремле увидели в этом определенные риски.

Источники: 

  • https://rg.ru/
  • https://www.bfm.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here