После введения РФ в августе 2014 года продовольственных контрсанкций наши потребители каждый год теряют по 445 млрд рублей.
Эту печальную статистику привели специалисты РАНХиГС и Центра экономических и финансовых исследований…
Итак, эмбарго бьет по карману граждан РФ. Хотя оно было придумано, чтобы наказать тех, кто объявил нам санкции за Крым и Донбасс.
Лозунг импортозамещения в целом был правильным. По официальным данным, Россия ввозила до 40% продовольствия, в реальности было гораздо больше, и эксперты начали предупреждать о проблеме продовольственной безопасности. Стоило недругам перекрыть или серьезно ограничить поставки, возникла бы угроза голода со всеми вытекающими последствиями.
А тут у властей появился повод дать не только «ответку», но и реальный импульс отечественным производителям. Когда бы еще сподобились?!
Правительство расчистило внутренний рынок продуктов от конкурентов-импортеров, призвав своих предпринимателей завалить его едой российского происхождения, и даже какие-то льготы и преференции пообещало. Дальнейшее, однако, показало, что удачный лозунг должен подкрепляться расчетами и инструментами, опираться на профессионалов, которых в верхах днем с огнем…
Быстро выяснилось, что российская зависимость от импорта продовольствия гораздо шире и глубже.
«Если сегодня на продуктах написано «Сделано в России», это ничего не означает, — поясняет Дмитрий Мясников, директор МПК «Ромкор», одной из крупнейших мясоперерабатывающих корпораций на Южном Урале. — Мы занимаемся в большей степени сборкой продуктов питания из импортных комплектующих. У нас отсутствуют технологии и промышленность, которая давала бы средства производства. Мы покупаем за границей абсолютно все оборудование, практически всю упаковку, покупаем все составляющие».
Зарубежные поставщики оборудования и комплектующих «под санкции» подняли цены, то же самое сделали страны, которые не попали под эмбарго. Килограмм бразильской свинины стал стоить для РФ на 4 доллара дороже, чем для Украины, Азербайджана, Грузии… Да и отечественные производители, избавившись от конкурентов на рынке, начали завышать себестоимость, одновременно замещая натуральное сырье суррогатами — сухим молоком вместо цельного, пальмовым маслом и т. д.
В итоге эти и многие другие не учтенные при объявлении эмбарго факторы повлекли значительный рост цен на продукты. Власти же оказались не готовы эффективно поддержать импортозамещение.
«Финансовая система наша не работает ни на развитие реального сектора, ни на удовлетворение потребностей общества, — утверждает Андрей Бунич, президент Союза предпринимателей и арендаторов России. — Без ее реструктуризации, без создания новой системы, ориентированной на результаты, мы ничего не добьемся».
Короче, эмбарго высветило «черные дыры» в экономике и было оплачено из карманов населения. А попавшие под него импортеры нашли другие рынки сбыта.