Затянувшееся противостояние властей и оппозиции грозит истощить бюджет страны и привести к оттоку перспективных специалистов, восполнять который придется годами.
В Беларуси начались проблемы с финансами: за прошедший месяц власти республики потратили 15% золотовалютных резервов, а курс белорусского рубля упал по отношению к доллару и евро почти на 9%. Главная причина таяния ЗВР и валютных колебаний – не стихающие протесты на фоне частичных забастовок.
Однако политическая нестабильность в стране грозит национальной экономике последствиями страшнее нехватки золота и волатильности рубля. По мнению белорусских и российских экспертов, из страны могут уехать тысячи квалифицированных специалистов, чей труд на протяжении последних нескольких лет был одним из главных локомотивов экономики.
Технологии уходят первыми
Всего за месяц протестов рынок труда в Беларуси пострадал сильнее, чем за все время пандемии COVID-19. Что не удивительно – карантинных мер власти принципиально не вводили, предприятия не прекращали работу, и единственным заметным влиянием коронавируса на экономику было некоторое снижение экспорта.
И на фоне этого относительного спокойствия экономические последствия нынешних протестов могут быть особо ощутимы, считает директор консалтингового агентства «Квадрат» Светлана Коростелева.
«Во время пандемии мы не заметили существенного оттока с рынка труда, а вот в связи с политической нестабильностью он будет значительным. И мы наблюдаем за этим с тревогой. Что хуже: нынешняя ситуация может подтолкнуть к отъезду не только рядовых работников, но и топ-менеджеров крупных компаний, которые не только сами по себе являются востребованными специалистами, но и создают рабочие места. И если они станут уезжать, нашу страну ждет не лучшее время», – полагает она.
Предпосылки для исхода появились на прошлой неделе в Минске были арестованы по подозрению в хищении четыре топ-менеджера IT-компании PandaDoc, чей основатель Микита Микадо открыто поддержал оппозицию и начал сбор средств для силовиков, решивших уволиться из органов на фоне протестов. В августе PandaDoc привлекла 30 миллионов долларов инвестиций на американском рынке.
Чуть ранее обыски прошли в минском филиале российского IT-гиганта «Яндекс», а мессенджер Viber и вовсе решил закрыть офис в Минске после задержания нескольких сотрудников. И если PandaDoc была в открытой оппозиции Александру Лукашенко, то едва ли зарубежные «Яндекс» и Viber можно упрекнуть в нелояльности к официальным властям.
Отток IT-специалистов воспринимается тем болезненнее, что все последние 15 лет руководство страны активно вкладывались в эту отрасль. Власти поддержали инициативу Валерия Цепкало и Михаила Мясниковича о создании Парка высоких технологий, резиденты которого были освобождены от большинства налогов, включая налог на прибыль.
Результат не заставил себя ждать, в 2019-м доля IT-сектора обеспечила половину прироста белорусского ВВП, а в 2020-м стала лидером роста среди других секторов экономики, исправно пополняя казну.
И вот сейчас экс-кандидат в президенты Цепкало уехал с семьей в Польшу, став одним из лидеров оппозиции, а многие резиденты подумывают свернуть работу в ПВТ. Для компаний это будет, разумеется, очень нежелательное, вынужденное решение. Однако ни их продукты, ни налаженная рабочая система серьезно не пострадают, считает IT-эксперт Александр Баулин.
«Релокейт офиса проходит относительно мягко, хотя возможны 2-3 негативных момента: рост затрат и конкуренция разработчиков в новой стране, просадка местного рынка – что-то сделанное под Беларусь удобнее дорабатывать на месте, и, кроме того, на новой локации людям надо прийти в себя, а их производительность будет не такой высокой как раньше», – отмечает Баулин.
Но если отдельные компании смогут восполнить свои потери в течение нескольких месяцев, то отток специалистов из высокотехнологичной и прибыльной отрасли страна будет восполнять годами.
«Прогнозы – дело неблагодарное, но вне зависимости от того, кто победит – власть или оппозиция – для нашей экономики это очень серьезный провал, последствия которого мы, при худшем сценарии, модем ощущать еще лет десять», – пояснила Коростелева Sputnik.
Жизнь на две страны
По мнению опрошенных Sputnik экспертов, большинство специалистов, особенно из числа убежденных оппозиционеров, переедут на Запад – в Польшу, Латвию и Германию, благо вакансий для разработчиков и программистов там хватает. Часть без проблем устроится в России, где растущий IT-рынок легко примет айтишников.
«Думаю, что последствия миграции будут чувствительны для Беларуси. Страна рискует утратить наиболее ценные трудовые ресурсы, развитие которых последние годы было одной из приоритетных задач государства. Иными словами, страна лишится молодых и самых квалифицированных», – отмечает глава Института демографических исследований РАН Сергей Рязанцев.
Это подтверждают и данные Белстата. Несмотря на положительное сальдо миграции (по данным за 2019-й страну покинули около 15 тысяч человек, приехали же – 24,6 тысячи), качество миграции, по данным демографов, упало – уезжают из страны молодые и образованные, возвращаются менее образованные и пожилые.
Одним высокотехнологичным сектором дело не ограничится. Если протесты не стихнут и резервы белорусской казны продолжат таять с такой же скоростью, то в стране могут возникнуть проблемы с завершением инфраструктурных и строительных проектов. А это грозит увеличением безработицы.
И единственным выходом для многих граждан станет миграция в Россию, причем не только в поисках заработка, но и с целью получить гражданство, считает зам директора Центра украинистики и белоруссистики МГУ, член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько.
«Ко мне лично обращаются масса людей с просьбой получить российский паспорт, причем многие граждане уже находятся в РФ. Что касается Беларуси, то там очень много заинтересованных в получении второго гражданства, но для них очень важно его получение без какого либо ценза на проживание в самой стране. И нам нужно упрощать получение гражданства для жителей некоторых стран и не стесняться этого. Скажем, Израиль никогда не уравняет по правам простого репатрианта – будущего гражданина и мигранта, просто приехавшего на заработки. Почему бы и нам так не делать?» – сказал он.
Что касается ценза для претендентов на гражданство, то одно из ограничений перестало действовать в понедельник: с 7 сентября все иностранные собственники жилья в России смогут быть принимающей стороной и предоставлять жилье для фактического проживания другим иностранцам. Говоря проще: закон позволит белорусским гражданам, владеющим хоть каким-то жильем в РФ, без проблем перевести в Россию и своих родственников.
По мнению Безпалько, российская сторона от этого только выигрывает – иностранные деньги будут работать на ее экономику. А вот для Беларуси это означает дополнительный фактор «утечки мозгов» и рабочих рук.
«Мы будем готовиться морально и финансово к своего рода переходному периоду в белорусской экономике из-за текущих событий. Дай бог, чтобы этот переход в сторону медленного роста, а не крутого падения», – отметила Коростелева.