Грядущие выборы вновь заставили власти обратиться к населению с посулами счастья. Правда, дьяволу найдется где разгуляться, ибо уж очень много деталей и условий «если».
Минтруд, Минфин и Минэкономразвития обязаны президентским поручением определиться с возможностями индексации пенсий работающих пенсионеров, которые заморожены с 2016 года. Предполагается, что индексация будет, но ее размер сильно зависит от того, сумеют ли в бюджете 2022 года изыскать необходимые средства. Как не напишут пишут в рекламе – «от нуля процентов и выше».
Разбирая поручение Президента, трудно удержаться от яда. Например, чего стоит пассаж о том, что индексация песен вернется, если в бюджете найдутся для того средства. Можно напомнить, что дефицит бюджета в 2020 году составил 4101,8 млрд. руб. В текущем году он вряд ли резко вернется в плюс, хотя все цифры бюджета не выглядят достоверным балансом доходов и расходов – иначе, откуда бы взялись государственные резервы в сотни миллиардов долларов. Т.е. государство, парламент и «здравомыслящие политики» ну всей душой готовы платить пенсии хоть в миллионы рублей, но вот беда – в бюджете денег не нашлось.
Интереснее всего то, что про возможность индексации, президент говорил еще в конце 2020 г., но ситуация не сдвинулась с места. Более того, Федерация независимых профсоюзов России обратилась к нему с жалобой, что правительство проигнорировало все проекты законов о подобной индексации при том, что собственным также не обзавелось.
Совершенно неочевидна несправедливость, когда заработанная пенсия не индексируется по инфляции, а работающему пенсионеру фактически говорят – мол, и так богатый. Но, с принуждением государства быть на страже справедливости, а не быть первым ее нарушителем, пока у общества неважно. Между тем, вполне логично контрпредложение – если государству так тяжко и накладно возиться с пенсией – то пусть работодатель отдаст пенсионные отчисления на руки работнику, который, будет решать вопрос с пенсией самостоятельно. Увы, даже робкая попытка отдачи части денег в накопительную пенсию, закончилась конфузом «заморозки» и отмены. Притом, что деньги все равно достались бы государству, поскольку НПФ ограничены госбумагами и самыми надежными обязательствами рыночных «фишек». Ситуация остается перекошенной против интересов пенсионеров и, после выборов станет понятно, продолжится ли давление со стороны государства, или оно ограничится текущим состоянием, «плюс» инфляционным изъятием реальных доходов. В то, что «реформа» пойдет в обратном направлении шансы есть, но они настолько малы, что будут свидетельствовать о каких-то тектонических изменениях в экономике и политике.
Вообще то деньги можно найти в самом ПФР, если убрать его право контролировать взносы в страховые фонды и право контролировать правильность записей в трудовых книжках работников, а также возбуждать административные производства за нарушение порядка сдачи расчётов по страховым взносам.
Контроль по страховым взносам с 01.01.2017г. осуществляет ФНС, контроль со стороны ПФР избыточен.
Контролировать правильность записей в Трудовые книжки могут сами работники. Наказывать работодателей за неправильные записи по жалобам работников может Роструд, куда работник подаст жалобу.
Изъяв из закона «О персонифицированном учёте…..» соответствующие нормы в ПФР сразу освободятся от выполнения ненужной работы минимум половина работников, а это будет почти 65 миллиардов рублей.
Затраты на возобновление выплаты пенсий работающим пенсионерам оцениваются в 70-100 миллиардов рублей в год, а это сопоставимо с суммой на которую уменьшатся расходы на содержание ПФР.
Суммы, которые не были выплачены пенсионерам в 2016-2021г.г. необходимо признать долгом ПФР перед ними и выпустить на эту сумму долга облигации со свободным обращением на финансовом рынке и по которым должен выплачиваться доход в размере инфляции + несколько процентов.
Срок обращения установить лет в 15-20.
Каждому пенсионеру, которому была недоплачена пенсия в 2016-2021г.г. выдать облигации на суммы недоплаты.
Эти облигации пенсионеры могут продать или же получать по ним доход, дожидаясь срока их выкупа. Если умрут раньше, то эти облигации достанутся наследникам.