Немалое количество профессий переживут упадок, некоторые полностью исчезнут Взамен, обществу сулят новые профессии «зеленой экономики», рынка данных и искусственных интеллектов.
Интересно, но в отличие от дальнего горизонта, на который обычно делается прогноз, радикальные изменения обещают уже к 2025 году. Это революционное изменение рынка труда несколько смущает, так как исторический опыт недвусмысленно свидетельствует о том, кто получает выгоды, а кто несет издержки. Общественность успокаивают, что вместо ликвидированных техническим прогрессом 85 млн. рабочих мест, будет создано 97 млн. Как по странам и континентам будут распределены потери и приобретения, не ясно. Нет, и пока не может быть ясности и по уровням оплаты труда новых профессий. Даже с наименованиями новых профессий заминка и это тоже сильно напрягает.
Помнится, в качестве оной из подобных профессий назывался «бьюти-менеджер подъезда». Помимо того, что за выспренним названием скрывалась банальная уборщица, не было и сомнений ни в функционале подобной профессии и в том, что уровень ее оплаты никак бы не зависел от содержания и объема работы, а только от степени элитности убираемого подъезда.
Есть вероятность, что часть «обреченных» профессий выживут, несмотря на прогнозы. Так, например не раз похороненные дронами и автодоставкой курьеры пока переживают некий ренессанс. Точно также, если на угольную ТЭС навешают массу фильтров и приспособят к ней оборудование утилизации нафильтрованого, то бывшие «грязные» энергетики станут вполне себе «зелеными», что наверняка зачтется как новизна. А, с работниками АЭС случилось вовсе волшебство и они «позеленели» на одном только решении считать атомную генерацию таки зеленой.
Точно также и объявленными «вымирающими мамонтами» работники учета и хранения материалов, разнообразные спецы по вводу данных также не исчезнут физически. Просто на них навалят новый функционал и ответственность, обзовут менеджерами информационных потоков и, с понижением зарплат при повышении ответственности «отпустят с честию».
На фоне кадровых пертурбаций и неопределенности с будущими профессиями, откровенно забавно слышать сетования работодателей на острый кадровый дефицит. В подготовку кадров нужно вливать серьезные деньги и усилия, причем получившийся «субпродукт» шлифовать усилиями наставников и курсов повышения квалификации.
Нет никакой уверенности в массовости подобного подхода. Зато есть подозрения, что работодатели продолжают болеть мечтами о самомотивированном работнике с безграничными навыками и умением делать все «вчера». Еще более горькая ирония в том, что нехватка капитала, сиречь денег, стоит в списке проблем всего на шестом месте. Т.е. практически прямо подтверждается, что низкая оплата труда россиян вовсе не от того, что у нанимателей нет денег. Более того, жадность мешает готовить потребные кадры, но даже это для них не очевидно.