Премьер-министр Михаил Мишустин подписал документ о легализации параллельного импорта в Россию. Тем самым правительство узаконило параллельный импорт: ввоз товаров без разрешения правообладателя, сообщила пресс-служба кабмина. Минпромторгом России разработана схема, предусматривающая отмену ответственности за доставку в страну продукции без прямых контрактов с ее производителем в стране, поддерживающей антироссийские санкции.
«Цель этого механизма — удовлетворить спрос на товары, содержащие результаты интеллектуальной деятельности. До сих пор их нельзя было продать на территории нашей страны без разрешения правообладателя», — пояснил премьер Михаил Мишустин на заседании комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций.
Он напомнил, что принятый недавно закон позволил кабмину составлять списки продукции, «в отношении которой фактически устанавливается международный принцип исчерпания прав на товарный знак, в случае когда она продается владельцем в любой части мира».
По словам Мишустина, эта мера в том числе позволит гарантировать поставки в Россию товаров вопреки «недружественным действиям» зарубежных политиков.
Список продукции будет утверждать Минпромторг. Как ранее указывали в министерстве, перечень сформируют на основе предложений от заинтересованных органов власти. Подчеркивается, что параллельный импорт не означает легализации контрафакта, речь идет о поставках оригинальных товаров по альтернативным каналам.
Ранее в России предусматривалась ответственность за ввоз продукции с нанесенным на нее товарным знаком без разрешения правообладателя. Нарушитель должен был уничтожить всю партию и выплатить компенсацию.
Теперь политика российских властей изменилась. Если иностранная компания не хочет реализовывать в России свою продукцию — невелика потеря. Ее разрешено закупать у третьих лиц без разрешения производителя или правообладателя.
Что такое параллельный импорт, чем он отличается от контрабанды и как это отразится на ценах?
Раньше без согласия производителя или правообладателя ввоз зарубежных товаров был под запретом. Например, одежду и обувь Adidas распространяли только авторизованные дистрибьюторы.
Как указано в комментарии на сайте правительства, все товары, ввезенные в рамках параллельного импорта, пройдут таможенные и контрольные процедуры, а также будут подлежать гарантийному обслуживанию.
Подчеркивается, что в условиях внешних ограничений это решение поможет обеспечить внутренний рынок востребованными товарами и стабилизировать цены.
Какие именно товары подпадут под параллельный импорт, пока не известно. Список должен утвердить Минпромторг.
«Скорее всего, в нем окажутся самые подорожавшие. Например, бытовая техника, электроника, смартфоны», — предполагает Полина Гусятникова, старший управляющий партнер юридической компании PG Partners.
Резкий скачок спроса на свою продукцию на постсоветском пространстве иностранные компании наверняка заметят. Возможно, попытаются даже закрыть лавочку. Но с юридической точки зрения никак не смогут повлиять на процесс, поясняет Гусятникова.
«Даже если они предъявят иски российским продавцам, — добавляет она, — то в нашем правовом поле эти претензии не будут иметь вес».
К слову, и раньше отечественная Фемида не особо удовлетворяла жалобы правообладателей. Например, 14 лет назад Высший арбитражный суд отказал «Порше Руссланд» в конфискации автомобилей немецкой марки, которые отгрузили без разрешения.
Ранее против параллельного импорта выступали члены Ассоциации европейского бизнеса. По их мнению, он «противоречит долгосрочным интересам России и других стран ЕАЭС». Негативно влияет на инвестиционный климат. Препятствует локализации иностранных производств.
Однако сейчас зарубежные компании сами сворачивают бизнес в России или ограничивают импорт. Поэтому такой порядок торговли — вынужденная мера.
«На отечественном рынке образовались пустоты по разным позициям: как в производстве, так и потреблении. Заменить значительную часть собственным выпуском сложно или просто невозможно. По крайней мере, быстро не получится, а потребность есть здесь и сейчас. Поэтому пришлось разрешить непрямые способы доставки. Фактически это узаконенный серый импорт», — говорит Марк Гойхман, главный экономист информационно-аналитического центра TeleTrade.
Другими словами, помимо официального дистрибьютора или продавца, появятся альтернативные.
Параллельный импорт — контрафакт или нет?
Параллельный импорт не имеет ничего общего с контрафактом — подделкой, маскирующейся под брендовую продукцию.
«По новым правилам будут завозить настоящие фирменные товары. Девяностые, когда челноки с клетчатыми сумками торговали санкционкой из-под полы, не вернутся», — подчеркивает Полина Гусятникова.
За этим обещают пристально следить антимонопольщики. Нормы и требования по безопасности, качеству продолжат работать.
Скорее всего, в список товаров, разрешенных для параллельного импорта, помимо конечной продукции, попадут и компоненты. По ним санкции ударили особенно сильно. Как ни парадоксально, успех импортозамещения во многом зависит от тайваньских чипов, японских сенсоров и европейских авиазапчастей, которые сейчас недоступны.
«По возможности необходимо обеспечить наличие востребованных, зачастую уникальных товаров. Удовлетворить производственный и потребительский спрос на них», — считает Марк Гойхман.
В стране, к примеру, около 60 миллионов автомобилей. И, по оценкам специалистов, десять процентов автопарка без нужных деталей просто встанет.
Аналитики приветствуют параллельный импорт брендов тех компаний, которые приостановили или полностью прекратили поставки в Россию. Спрос на них все равно будет. В этих условиях не стоит создавать предпосылки для активного развития теневой торговли. Лучше дать возможность легально присутствовать на отечественном рынке.
По новым правилам выпавшие из-за санкций товары все же смогут добраться до России, но медленнее. И стоить будут заметно дороже. Ведь завозить придется через другие страны, в которых нет санкционных и иных ограничений. Например, отечественные продавцы будут перекупать в Турции, Китае, странах СНГ — Казахстане, Армении, Узбекистане.
Но, с другой стороны, отечественный рынок наполнится товарами. Это, в свою очередь, сдержит инфляцию. Повысится конкуренция, поскольку параллельными поставками займутся сотни компаний.
«Например, с той же техникой: когда сильно колебался курс рубля, многие продавцы просто закрыли склады. Надеялись взвинтить цены, пока товар не завозили в Россию и он практически стал дефицитным. Параллельный импорт позволит этого избежать. Чем больше товаров на рынке — тем ниже цена», — говорит Полина Гусятникова.
У покупателя появится больше выбора. Кроме того, сами импортеры смогут сэкономить на закупках, поскольку разные страны будут предлагать разные цены.
«Сохранятся рабочие места в торговле, транспортировке, складском хозяйстве, финансовом и страховом обеспечении и так далее. К тому же такой оборот будет приносить налоги в казну, способствовать общему увеличению экономической активности и росту ВВП», — перечисляет Марк Гойхман.
Однако возникнут и сложности. Одна из них — отсутствие фирменного сопровождения импортируемых товаров.
«Не будет возможности в должной мере обеспечивать их гарантию, ремонт и замену при необходимости со стороны производителя», — обращает внимание аналитик.
Но Федеральная антимонопольная служба заверяет: проблем не возникнет. В течение гарантийного срока удовлетворить требования клиента обязан не только производитель, но и продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер — ссылается служба на закон «О защите прав потребителей».
Кроме того, все же не исключена подмена оригинальной продукции контрафактом на какой-то стадии поставки. Одно дело, когда быстро протрутся кроссовки или порвется одежда. Другое — некачественные лекарства. Поэтому в параллельном импорте универсального рецепта нет, предупреждают аналитики. Конечный выбор — всегда за покупателем.