Верховный суд запретил применять декларации об амнистии капиталов в любых делах

Верховный суд запретил применять декларации об амнистии капиталов в любых делах

Президиум Верховного суда на заседании 13 ноября дополнил позицию о том, что декларации об амнистии капиталов не могут использоваться для уголовного преследования предпринимателей. Они также не могут стать основанием для налоговых и административных дел. Копия разъяснения Верховного суда есть в распоряжении РБК.

Декларация и сведения из нее и прилагаемых документов не могут быть использованы для возбуждения дел об административном и налоговом нарушении в отношении декларанта или номинального владельца имущества, а также не могут стать доказательством, отмечается в документе.

Ранее президиум Верховного суда подтвердил абсолютный запрет использовать декларации об амнистии капиталов в уголовных делах, а президент Владимир Путин потребовал от правительства следить за соблюдением норм закона об амнистии капиталов.

Правовую позицию Верховного суда запросили адвокаты совладельца компании «Усть-Луга» Валерия Израйлита. Бизнесмен участвовал в амнистии капиталов в 2016 году. Позднее его арестовали по подозрению в хищениях при строительстве порта Усть-Луга в Финском заливе. Узнав об участии бизнесмена в амнистии капиталов, ФСБ добилась изъятия декларации о контролируемых им иностранных компаниях в Федеральной налоговой службе.

Это было сделано по решению Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга. С его санкции следователи принудительно изъяли документы в центральном аппарате ФНС, несмотря на отказ сотрудников выдать их добровольно. Израйлит подал заявление о возбуждении уголовного дела в отношении следователей ФСБ в связи с разглашением налоговой тайны. Кроме того, он заявил в МВД о краже: после заключения предпринимателя в СИЗО с его арестованных счетов в Сбербанке исчезло около 300 млн рублей.

Полученная ФСБ информация легла в основу трех новых уголовных дел в отношении Израйлита — о переводе средств за границу по подложным документам, о легализации средств, полученных преступным путем, и о мошенничестве (соответственно ст. 193.1, 174.1 и 159 УК РФ).

Как подчеркивает в разъяснении Верховный суд, декларация и сведения из нее являются налоговой тайной и иные госорганы и организации, кроме налоговой службы, не вправе получать к ним доступ. Декларация не может быть изъята даже по решению суда — только по запросу самого бизнесмена.

 

На последних слушаниях по делу 12 ноября Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга не учел позицию Верховного суда и отказался исключить декларацию и данные из нее из материалов уголовного дела.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов назвал прецедент с изъятием декларации «прямой угрозой амнистии капиталов». В России прошло два этапа этой амнистии — с марта 2015-го по июнь 2016 года и с марта 2018-го по февраль 2019 года. Участниками стали около 19 тыс. бизнесменов. Третий этап амнистии продлится до 1 марта 2020 года.

Депутаты внесли в Госдуму законопроект о запрете изъятия деклараций об амнистии капиталов

В нынешней ситуации слово Верховного суда уже не кажется таким веским. Поэтому в парламенте готовят целый законопроект, который призван стать дополнительной гарантией для бизнесменов, прошедших процедуру амнистии капиталов. Этот законопроект, вводящий запрет на использование деклараций об амнистии капиталов в уголовных делах, внесли в Государственную думу депутаты Павел Крашенинников и Андрей Макаров, передает «Дождь».

Законопроектом предлагается дополнить Уголовно-процессуальный кодекс нормой, согласно которой декларация, поданная в ходе амнистии капиталов, не может расцениваться как доказательство в рамках уголовного дела.

В пояснительной записке к документу депутаты отмечают, что сейчас во время предварительного следствия и в рамках доследственной проверки «возникают случаи, когда специальная декларация, поданная в рамках амнистии капитала, изымается и в дальнейшем используется в качестве доказательств» или как повод для возбуждения дела.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here