Вопрос: Что считал Л. Н. Толстой вернейшим признаком действительности и верности пути образования?
Лев Николаевич Толстой большое внимание уделял педагогическим вопросам. Педагогическая деятельность Льва Николаевича подробно описана им самим в его статьях: “О народном образовании”, “О методах обучения грамоте”, “Воспитание и образование” и “Прогресс и определение образования”…
В первый период педагогической деятельности (1859-1962), названный Толстым временем «трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом», жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии. Толстой 22 лет от роду открывает в Ясной Поляне, родовом имении, школу для крестьянских детей. Первый опыт оказался непродолжительным. С весны 1851 г. Толстой – на армейской службе. Вскоре, после окончания Крымской войны, выйдя в отставку, он возобновляет учебную работу, но уже с большим числом крестьянских детей.
Дети крепостных крестьян в то время учились в основном у дьячков и отставных солдат. Главным средством побуждения к учебе был страх наказания. Толстой же построил обучение на полной свободе учеников.
“Образование, – утверждал он, – есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся”.