Вы заметили, что в последние несколько лет представления о роли женщины в семье и обществе меняются? Вместо безупречной красавицы, хозяйки, любящей жены и ценного сотрудника массовая культура все чаще предлагает нам совсем другие образы. Модели plus-size появляются на обложках ведущих журналов, а молодые мамы не стесняются выкладывать в Instagram фотографии устроенного детьми беспорядка. Телеканал TLC провел семиотическое исследование “Код женщины: образ в массовой культуре” и выяснил, как меняется образ женщины в медийном пространстве. Проанализировав фильмы, рекламные ролики, публикации в прессе, эксперты выявили самые актуальные тенденции.
Эшли Грэм, 31 год, модель
Внешность и тело: от безупречности к индивидуальности
Долгое время телевидение, глянец, интернет и различные книги “для женщин” завуалированно и напрямую продвигали идею о том, что женщины должны выглядеть безупречно каждый день и в любой ситуации — будь то на работе, на детской площадке или во время похода за хлебом в соседний магазин. Под “безупречно” понимался довольно растиражированный образ: женщина с очень стройной фигурой, в обтягивающей одежде, с ярким макияжем, идеальной укладкой, маникюром и непременно на каблуках — именно так десятилетиями выглядели модели в журналах, а также героини фильмов и сериалов. Однако сегодня этот образ, так долго удерживавший лидерство, уже перестал быть доминирующим в массовой культуре.
В наши дни главным трендом, затрагивающим женскую внешность, стала естественность. Небрежная прическа, нюдовый макияж, просторная одежда сегодня на пике популярности в модных изданиях. Более того, последние все чаще продвигают мысль о том, что “удобно — значит красиво”. Даже такой относительно консервативный сегмент, как свадебная мода, движется в этом направлении: надеть вместо туфель на шпильках кроссовки или резиновые сапоги со свадебным платьем сегодня предлагают многие эксперты и дизайнеры, и немало невест к ним прислушивается.
Параллельно с этим все активнее развивается эстетика разнообразия. В 2017 году plus-size модель Эшли Грэм попала на обложку Vogue, а прошлой осенью “двухцветная модель” с витилиго Винни Харлоу стала одним из “ангелов” Victoria’s Secret, в то время как в нью-йоркской неделе моды впервые приняла участие модель с синдромом Дауна — ею стала 21-летняя испанка Мариан Авила. Лишние килограммы, ожоги, шрамы и даже заболевания с физическими ограничениями постепенно начинают восприниматься миром моды как особенности, а не недостатки.
Уход от глянцевых шаблонов и стремление к уникальности постепенно набирают популярность и у тех, кто обладает более или менее стандартными исходными данными — особенно это заметно по аккаунтам в социальных сетях представителей поколения Z и направленной на них рекламе.
Мариан Авила, 21 год, модель
Примечательно, что на фоне стремления, с одной стороны, к естественности, а с другой — к индивидуальности, никто не запрещает женщинам выглядеть безупречно, если они сами того желают. Но если раньше это было императивом — только так и никак иначе, то сейчас это одно из проявлений упомянутой индивидуальности: кто-то видит себя на свадьбе в кедах, а кто-то — на десятисантиметровых шпильках, в классическом белом платье и с безукоризненной укладкой, то есть такой образ уже не навязывается, а выбирается добровольно под собственные вкусы и пристрастия.
Самоопределение: альтернативное домоводство и спелый возраст
Раньше героинь сериалов по большей части можно было разделить на классических домохозяек — хранительниц очага (российский аналог — хозяйка-супергерой, которая “в горящую избу войдет”), невинных золушек, которые, преодолевая невзгоды, выходят-таки замуж за своего принца (после чего, наверное, становятся классическими домохозяйками — но это чаще всего оставляют за кадром), либо женщин, поглощенных исключительно работой — бизнесвумен, следователей, учительниц и так далее. Но сегодня они все больше теряют актуальность.
В наши дни популярен образ не той женщины, которая “коня на скаку остановит”, а, скорее, той, которая пытается сохранить баланс между карьерой и личной жизнью. Его воплощением становятся молодые мамы-фрилансеры, замужние основательницы собственного бизнеса или женщины-блогеры, которые воспитывают детей, занимаются своим делом или хобби, да еще и раздают советы другим о том, как все это совмещать. Не менее актуален, особенно в кино и сериалах, образ этакой “супердевчонки”, которая смело и решительно достигает своих целей, преодолевая любые препятствия.
Логично, что отдавая себя целиком любимому делу или пытаясь уделять время и семье, и работе, поддерживать идеальный порядок в доме своими силами для женщины становится просто непосильно — поэтому постепенно набирают популярность идеи альтернативного ведения домашнего хозяйства: равноправное распределение бытовых обязанностей между партнерами или их аутсорсинг.
Ципора Саламон, 65 лет, модель и коллекционер одежды
Помимо этого, к развивающимся тенденциям в медиа относится идея о том, что после 50 женщины могут и должны жить такой же активной и насыщенной жизнью, как и в двадцать-тридцать: модели 50+ покоряют подиумы недель мод в Нью-Йорке, Милане, Лондоне и Париже, женщины “спелого возраста” выступают на телешоу в качестве главных героинь, удачно выходят замуж, в том числе и за мужчин значительно младше себя, ведут популярные блоги, где рассказывают о своих путешествиях или хобби.
Отношения: я + он?
Вместе с изменением отношения женщин к своей внешности и жизненным приоритетам неизбежно меняются и их подходы к партнерским отношениям — по крайней мере, массовая культура буквально кричит об этом. Раньше многие девушки понаивнее мечтали выйти замуж за принца, а более прагматичные — стать “трофейной женой” миллионера, причем и те, и другие ставили во главу угла прежде всего обслуживание интересов своего мужчины.
Сегодня на повестке дня совершенно иные образы: в сериалах и реалити-шоу мы видим сильных, уверенных в себе героинь, которые сами выстраивают свою жизнь, и если в ней появляется мужчина, то ему отводится место равноправного партнера, а не главы семьи в традиционном понимании. То же самое транслируется и в рекламе — классический образ женщины-хозяйки там все еще силен, но уже можно увидеть сюжеты, где мужчина собирает в школу детей, готовит, делает уборку и т.п.
Меняется и отношение к организации свадьбы, которую многие считают одним из ключевых событий в жизни любой пары, — страницы женских СМИ пестрят советами, как провести незабываемую свадьбу не по канонам. Предлагаются “пляжные” свадьбы, торжества в формате чайной церемонии, бракосочетание, на которое все приходят с домашними питомцами, — словом, все, что только придет в голову, кроме традиционной машины с куклами, классической фаты и фотосессии у главной городской достопримечательности.
Пары выбирают свадьбы в стилистике “Великого Гэтсби”, “Гарри Поттера”, “Звездных войн”, викторианском, рустикальном или восточном стиле, делясь фотографиями в соцсетях и вдохновляя идеями подписчиков. Знаменитости не отстают — например, в 2018 году Робин Райт устроила свадьбу в стиле фолк, надев платье простого покроя и босоножки на плоской подошве, Хилари Суонк провела церемонию бракосочетания в национальном парке “Редвуд” в Калифорнии, а Дениз Ричардс — на пляже в Малибу.
Робин Райт, 53 года, актриса
В качестве развивающейся свадебной тенденции можно выделить такое новшество, как свадьба с благотворительностью. К примеру, принц Гарри и Меган Маркл заранее перед своей свадьбой попросили всех приглашенных вместо подарков пожертвовать деньги на благотворительность, а все цветы, украшавшие место проведения торжественной церемонии, достались хоспису Святого Иосифа в Лондоне.
Материнство: интенсивное или расслабленное?
А вот доминирующая модель отношения к детям, транслируемая медиа, практически не изменилась — материнство по-прежнему представляется важным этапом в жизни женщины. Более того, на фоне посыпавшегося на мам с развитием интернета обилия методик по воспитанию детей от известных авторов — от Людмилы Петрановской и Ларисы Сурковой до Стивена Камараты и Томаса Фелана, — а также развития мамских форумов, сообществ и многочисленных аккаунтов мам-блогеров отношение к беременности и материнству как к особенно важному, волнительному и в то же время счастливому периоду жизни женщины популярно как никогда.
В то же время нельзя сказать, что в этой сфере совсем нет новых веяний. Сейчас уже не так заметна тенденция записать ребенка в несколько кружков одновременно — ей на смену приходит так называемое “ленивое” материнство, которое иногда в СМИ противопоставляют интенсивному. Оно вовсе не предполагает, что мать ленится воспитывать своих детей — скорее, она спокойнее относится к тому, что не все и не всегда получается идеально, а также не требует от своего ребенка, чтобы тот был совершенством. По мнению сторонников этого подхода, он бережет нервы и силы как мамы, так и ребенка и становится лучшей страховкой от эмоционального выгорания и послеродовой депрессии.
Параллельно с этим развивается представление о ребенке как об одном из многих других проектов в жизни женщины: на телевидении, в журналах и интернете показывают, как беременные поют, танцуют, сплавляются по рекам и занимаются спортом, а кормящие устраивают пробежки с колясками или, разместив ребенка в слинге, спешат на выставки современных художников. Что касается взаимоотношений с подростками, развивается образ инверсии детей и родителей — когда первые воспринимаются носителями истины, людьми будущего и нередко берутся “воспитывать” последних.
Исследование показало: несмотря на то, что многие стереотипы еще сильны, женщины становятся свободнее от любых рамок и общественного давления и открывают для себя все больше возможностей, будь то личное пространство, материнство, профессия или хобби.
Источник 7ya.ru