Содержание новости
Архип Иванович Куинджи — известный русский живописец, и сегодня, 27 января, 180 лет со дня его рождения.
Содержание
Архип Куинджи — биография
Сегодня Куинджи считают заслуженным классиком живописи и одним из великих художников наравне с Ильёй Репиным и Иваном Айвазовским. Добивался он этого с трудом, через нищету и неоднократные отказы в обучении.
Архип Куинджи художник — когда родился?
Точную дату рождения художника историки пытаются вычислить до сих пор. Автор первой монографии Куинджи Михаил Неведомский, который лично знал художника, писал, что он родился в 1840-м году. Однако в архивных документах — паспортах, формулярах и прочей канцелярии — можно встретить даты с 1841-го по 1843-й год. Поэтому чаще всего в текстах о Куинджи указывают 1842-й год и от него же чаще всего считают юбилеи.
Отцом Архипа был бедный сапожник Иван Христофорович, которому фамилия «Куинджи» досталась от деда. Тот получил её благодаря своему промыслу — огранке драгоценностей (в переводе с урумского «Куюмджи» — «золотых дел мастер»). В пять лет Архип потерял отца, а следом и мать (точная причина неизвестна, многие детали из детства художника историки изучить не смогли). Куинджи воспитывали родственники — дядя Спиридон и тётя.
Новая семья Архипа была бедной, поэтому мальчику пришлось взяться за работу с раннего детства: пасти гусей, помогать со строительством и вести приём кирпича. На работе Куинджи рисовал как только выдавалась свободная минута — на стенах домов, заборах, в учётных книгах и на обрывках бумаги. Ему нравилось изображать природу, а вот учиться в городском училище — не очень.
Осень. Архип Иванович Куинджи
Начало творчества Архипа Куинджи
По легенде, первая персональная выставка художника состоялась, когда ему было 11 лет. Во время работы на строительстве церкви Куинджи жил на кухне своего работодателя и в свободное время расписывал стены углём. Хозяева дома не возражали и даже звали на импровизированную выставку соседей. Помимо расписных стен, публике показывали книжки по приёму кирпича, страницы которых были плотно изрисованы набросками.
В 13 лет (в некоторых источниках указывают 15) Архип устроился работать к зажиточному хлеботорговцу: чистил сапоги и накрывал на стол. Работодатель заметил страсть мальчика к рисованию и посоветовал тому поехать в Крым, чтобы поступить в школу Айвазовского, который брал к себе молодых и талантливых учеников. Архип отправился в Феодосию пешком — и дальше история становится туманной. По одной из версий, Айвазовский счёл юного ученика непригодным для рисования и максимум, что смог ему доверить — покрасить забор возле усадьбы.
Волны. Архип Иванович Куинджи
Историки считают, что Архип пробыл у Айвазовского несколько месяцев — в основном работая как подмастерье (чаще всего смешивал краски) и практикуя рисование в свободное время (скорее всего, без присмотра «учителя»). Есть мнение, что именно в работах Айвазовского Куинджи нашёл «корни» своего стиля, особенно в том, как мастер изображал свет и свечение.
Небольшие уроки живописи Куиджи получил от художника-мариниста Адольфа Фесслера, молодого родственника Айвазовского. Отношение Айвазовского не устраивало Куинджи. После ухода из школы известного мариниста, Архип вернулся в Мариуполь и стал работать ретушёром у фотографа, продолжая рисовать в свободное время.
«Я работал от десяти до шести. А вот всё утро от четырёх до десяти было в моём распоряжении». — Архип Куинджи
Позже он пытался открыть своё фотоателье (деньги занял у родственников), но затея оказалась неудачной. Мариуполь был слишком тесным для двух фотографов. Тем не менее, неудачи только подстёгивали Архипа упорно работать над художественными навыками.
В числе добровольцев Архип принял участие в обороне Севастополя во время Крымской войны. Вне боевых действий Архип много фотографировал. Как утверждает один из историков, «особенно удались ему съёмки с облачным небом через цветные стёкла — светофильтры, где белые облака выглядели весьма ярко на фоне тёмного неба».
Красный закат. Архип Иванович Куинджи
Где учился художник Архип Куинджи
Когда Куинджи исполнилось 23 года, он попытался стать студентом Академии художеств Санкт-Петербурга. Приёмная комиссия посчитала, что Архип «не умеет рисовать» и приходить ему больше не стоит. Тем не менее, художник не сдавался и продолжал упорно сдавать вступительные экзамены год за годом. Спустя 3 года — получилось, благодаря картине «Татарская сакля в Крыму». На ней Куинджи старался передать своё видение красоты окружающего мира.
Тогда Куинджи дали звание свободного художника (но так и не приняли «на постоянку»). В 29 лет Архип стал вольнослушателем Императорской Академии художеств и познакомился с движением художников-передвижников (товарищество, возникшее как альтернатива академизму). В том числе с Иваном Крамским, Виктором Васнецовым и Ильёй Репиным. Под вдохновением от общения с передвижниками Куинджи пишет несколько картин, за одну из которых — «Осенняя распутица» — получает звание классного художника и признание зрителей. Они «особенно толпились вокруг картины на передвижных выставках».
В более поздних работах Архип ищет свой собственный голос и пишет несколько пейзажей, в числе которых — «На острове Валааме». Картину лично купил Павел Третьяков, а Фёдор Достоевский назвал её «национальным пейзажем». Позже Куинджи поучаствовал в лондонской выставке и получил бронзовую медаль.
Архип Куинджи — личная жизнь
В 33 года художник обвенчался с гречанкой Верой Леонтьевной Кетчерджи-Шаповаловой, с которой был давно знаком. По слухам, художник хотел повенчаться с возлюбленной ещё в свои 17 лет.
Но жениться Архипу долгое время мешал отец Веры, зажиточный купец Елевферий Кетчерджи: он считал, что его дочь не должна выходить за «нищего сироту». По легенде, купец даже просил у Куинджи «не менее 100 монет золотом» взамен на благословение. Когда Архип стал знаменит и состоятелен, отец Веры изменил своё мнение.
Архип Куинджи — картины
Чуть позже Куинджи становится полноценным участником Товарищества передвижников, однако уже через год перестаёт следовать его идеям и сосредотачивается не на подробном изображении повседневной жизни, а на наслаждении красотой. Многие современники художника оказались удивлены таким решением, посчитав его «чересчур экстравагантным».
Следуя новым идеям, художник начинает экспериментировать с цветом и светом, всё сильнее опираясь на «внутреннее видение».
«Одни способны написать даже грязь на дороге, но разве в том реализм?» — Архип Куинджи
В 34 года Куинджи представил картину «Украинская ночь», которая произвела фурор и стала первой в череде новаторских произведений. Критики писали, что «картина нова и производит эффект невиданной силы», что «Куинджи экспериментирует с цветами, пока картина не начинает сиять» и что «в иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Импрессионист Эмиль Дюранти на Всемирной выставке в Париже назвал Куинджи «самым интересным среди молодых русских живописцев, у которого оригинальная национальность чувствуется более чем у других».
Современники пытались повторить тени и свет, добиться той же достоверности, что и Куинджи. Вот что Иван Крамской писал Илье Репину о картине «Украинская ночь»:
«Я — совершенный дурак перед этой картиной. Я вижу, что самый свет на белой избе так верен, так верен, что моему глазу так же утомительно смотреть на него, как на живую действительность: через пять минут у меня глазу больно, я отворачиваюсь, закрываю глаза и не хочу больше смотреть».
Были предположения, что секрет цвета на картинах Куинджи крылся в его способности видеть больше цвета, чем все остальные. Однажды Архип пригласил в класс Академии художеств своего друга — известного химика Дмитрия Менделеева. Тот принёс с собой прибор, который позволял измерить чувствительность глаза к восприятию цветовых оттенков. По результатам замеров оказалось, что показатели Куинджи выше, чем у других участников товарищества передвижников.
«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи — художник света». — Илья Репин
В 37 лет Куинджи представил на выставке несколько картин, в том числе — «Берёзовую рощу». Публика восхищалась картиной и проводила возле неё «больше всего времени». Работая над «Берёзовой рощей», Куинджи искал выразительную композицию и создал много эскизов, благодаря которым постоянно менял расположение деревьев и размеры пространства внутри работы. По итогу, как писали критики, в картине «просто нет ничего лишнего». «Берёзовая роща» была продана купцу Артемию Терещенко за рекордные 7 тыс. рублей. Для сравнения, средняя цена новой работы знаменитого художника была в 9-10 раз ниже.
После успеха «Берёзовой рощи» Александр Бенуа назвал Куинджи «русским Моне», художнику стали предлагать персональные выставки. Архипу больше не хотелось вписываться в ограничения и рамки. Он окончательно ушёл из Товарищества передвижников, но не перестал дружить со многими из участников движения.
Также одной из причин ухода стал конфликт с художником-передвижником Михаилом Клодтом. По мнению историков, Клодт считал себя «первооткрывателем Валаама в русской живописи». Он высмеял картину «Север» в печатной прессе, скрывшись за псевдонимом «Любитель». Клодт считал, что у Куинджи нет таланта, а вся магия его картин — «в особом освещении, которым живописец злоупотребляет».
После выхода из товарищества Куинджи представил новую работу «Лунная ночь на Днепре» — и показывал её только в своей мастерской не больше двух часов в день. Желающих посмотреть на картину было «слишком много». Все окна мастерской были плотно закрыты, и лишь один луч электрического освещения был направлен на картину для усиления эффекта сияния. Позже для «Лунной ночи» была организована отдельная выставка в зале Общества поощрения художников.
В итоге картину купил князь Константин Константинович. На вопрос о стоимости Архип в шутку ответил: «тысяч пять» (по тем временам это была очень большая сумма). Князь согласился и увёз картину с собой в путешествие из Петербурга в Средиземное море. Из-за того, что «Лунная ночь» провела много времени под открытыми солнечными лучами и на морском воздухе, она сильно потемнела. Отчасти в этом виноваты и некачественные масляные краски.
По заявлениям историков, Куинджи создал пять копий «Лунной ночи на Днепре», одну из которых художник написал по заказу коллекционера Дмитрия Боткина (тоже за 5 тыс. рублей). В марте 1880-го года художник Александр Риццони писал Боткину из Рима: «Меня два раза навещали наши великие князья Сергей Александрович, Павел Александрович и Константин Константинович, владелец «Лунной ночи» Куинджи. Говорил и про Вас, про Вашу коллекцию — Константин Константинович не особенно доволен, что Куинджи повторяет «Лунную ночь».
Ночь. Архип Иванович Куинджи
Архип продолжил экспериментировать с цветом и светом и некоторые современники (включая Клодта, о котором писали выше) тоже стали обвинять его в использовании «дешёвых мистификаций» и искусственной подсветке картин лампами изнутри полотна. Также Куинджи обвиняли в сговоре с Менделеевым: якобы известный учёный и друг художника предоставлял Архипу «химические составы для мистификаций». Однако задокументирован лишь один случай «подсветки» — выставка «Лунной ночи» в мастерской, о которой мы писали выше.
Сам же Куинджи говорил, что для него важна не подсветка или иллюзии яркого света, а чистые впечатления, наслаждение красотой и её передача. Именно к ним художник стремился до самого конца своей жизни.
Днепр утром. Архип Иванович Куинджи
«Картину следует писать от себя, наизусть, на основании знаний, приобретенных на этюде. В картине должно быть „внутреннее“, то есть мысль, художественное содержание». — Архип Куинджи
В 1882-м году, когда Куинджи было 40 лет, он решил перестать выставляться в галереях и стал вести уединённый образ жизни вместе со своей супругой: отдыхать, рыбачить, ухаживать за птицами (у него их было много, позже это стало объектом шуток) и играть в шахматы. Уединение продлилось около 20-ти лет, за которые Архип создал в своей мастерской около 500 картин и эскизов в разных стилях (после смерти художника их оценили в 500 тыс. рублей). Но художник не показывал никому свои картины, из-за чего большая часть поклонников его работ стала думать, что Куинджи «выдохся» или «исчерпал себя как художник».
Облако. Архип Иванович Куинджи
За Архипа волновались и друзья, но он успокаивал их так:
«Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи».
Среди работ, которые Куинджи создал за время своего «уединения», были не только пейзажи в старом стиле, но и небольшие экспериментальные картины, в которых художник старался передать свои впечатления от окружающей его природы.
Архип Куинджи — ученики
Во время хиатуса Куинджи занял пост профессора пейзажной мастерской в Академии художеств и стал преподавать. Среди его учеников были будущие успешные художники: Аркадий Рылов, Константин Богаевский и Николай Рерих.
По словам историков, у Куинджи был свой метод преподавания. В первый год обучения он редко делал замечания. Вместо этого художник изучал своих учеников и их способности. Он не хотел искажать их индивидуальность, навязывать свои методы и приёмы. Только после изучения студентов он начинал подсказывать и помогать с трудными местами в их картинах.
Однако было у Куинджи одно правило, следовать которому он заставлял всех студентов. При создании картины он не разрешал использовать этюды и наброски, сделанные с натуры. Художник полагал, что ценность есть только у вещей, плотно запечатлённых в памяти. Остальное, по его мнению, могло разрушить единство замысла.
Преподавание закончилось уже через три года. В 1987-м Куинджи отстранили из-за общения со студентами, которые участвовали в забастовках против руководства Академии и их «бюрократизма». Есть мнение, что Куинджи ушёл сам, потому что ему не нравилась изнуряющая бумажная работа и курс Академии — он хотел растить таланты, но ему часто давали учеников из зажиточных семей, которые не хотели «вкладывать в учёбу много сил». Тем не менее, Архип продолжал преподавать частным образом и даже на свои средства устроил лучшим ученикам поездку в Европу.
Однажды в мастерскую Куинджи с «визитом почтения» заглянул Айвазовский (где-то между 1896-м и 1897-м годами). На тот момент у Архипа учился внук мастера — Михаил Латри. Известный маринист по достоинству оценил талант Куинджи и дал несколько советов ученикам.
Позже Куинджи занялся благотворительностью и стал отдавать деньги в поддержку молодых художников. Архип помнил, как ему было трудно «в самом начале», и стремился поддержать талантливых студентов еще и материально. В 1904-м году он пожертвовал Академии художеств 100 тыс. рублей, чтобы их выдали в качестве премий. В 1909-м году Архип пожертвовал Обществу художников имени А. И. Куинджи 150 тыс. рублей, крымскую резиденцию и завещал все свои картины, а также отдал на премии Императорскому обществу поощрения художеств почти 12 тыс. рублей.
«Помню его, конфузливо дающего деньги, чтобы передать их разным беднякам и старикам. Помню его милое прощающее слово: „Бедные они!“». — Николай Рерих
К выставкам Куинджи вернулся лишь в 1901-м году, когда ему было 59 лет. Тогда художник представил несколько картин, в числе которых были «Христос в Гефсиманском саду» и «Вечер на Украине». Новые работы критики назвали «философскими», а зрители в очередной раз приняли с восторгом.
Архип Куинджи. Христос в Гефсиманском саду
Вечер на Украине.. Архип Иванович Куинджи
По свидетельствам очевидцев, Дмитрий Менделеев закашлялся, когда увидел картину «Вечер на Украине». «Что это вы так кашляете, Дмитрий Иванович?» — спросил несколько удивлённый художник. «Я уже шестьдесят восемь лет кашляю, — ответил ему старый друг, — это ничего, а вот картину такую вижу в первый раз».
Архип Куинджи — дата смерти, от чего умер
Через год после «возвращения» прошла ещё одна выставка работ художника, а в 1909-м году было открыто почётное Общество имени А. И. Куинджи. Летом 1910-го года, когда Архипу было 68 лет, художник заболел воспалением лёгких, от которого скончался за два месяца.
Куинджи похоронили на Смоленском кладбище, а в создании надгробия участвовали его друзья и ученики — Алексей Щусев (отвечал за проект), Владимир Беклемишев (создал бюст) и Николай Рерих (сделал эскиз панно). Мозаику набрали в мастерской Владимира Фролова. Гроб несли на руках до самого кладбища, а к процессии присоединилось очень много людей: поклонники художника, друзья и студенты.