Церковные праздники и посты в 2022 году в православии

 Церковные праздники и посты в 2022 году в православии

В нашем православном календаре на 2022 год представлены даты двунадесятых, переходящих и непереходящих, великих, средних праздников, православных постов, дней памяти святых, особых дней поминовения.

Церковные праздники и посты в 2022 году

Пасха в 2022 году — 24 апреля (Светлое Христово Воскресение).

Все праздники, посты и поминальные дни 2022 года

Двунадесятые и великие праздники

7 января — Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Этот день в старину называли «Матерью всех Праздников». Величие Рождественской ночи для христиан всей земли настолько значительно, что даже хронология сегодняшней истории ведет отсчет от Рождества Спасителя.

Вид искусства: Иконопись
Сюжет и объекты: Пейзаж, Портрет, Религиозная сцена
Стиль: Византийский стиль
Техника: Темпера
Материалы: Дерево
Дата создания: 1410-е
Размер: 81×62 см
Местонахождение: Благовещенский собор, Москва

Митрополит Антоний Сурожский характеризовал значение данного праздника такими словами: «Он пришел для того, чтобы ни один человек, который потерял к себе самому уважение, не мог подумать, что Бог потерял уважение к нему, что Бог больше не видит в нем кого-то достойного Своей любви. ».

А сщмч. Ириней Лионский охарактеризовал тайну боговоплощения так: «Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом».

Интересный факт

 

Самый большой храм в государстве – храм Христа Спасителя — посвящен этому значимому для человечества событию. Второе, менее известное его название – храм Рождества Христова.

14 января — По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Обряд обрезания по иудейскому закону совершался на 8-й день после рождения младенца. В этот же день мальчику давали имя. Еще праотцу Аврааму Господь дал завет: «да будет у вас обрезан весь мужеский пол; сие будет знамением завета между Мною и вами» (Бт. 17:11).

В этот день Божественного Младенца нарекли Иисусом — именем, возвещенным Архангелом Гавриилом Пресвятой Деве во время Благовещения. Святые отцы учат, что Спаситель совершил данный обряд, подавая человечеству пример того, как неукоснительно следует исполнять Божественные Установления.

Иеромонах Ириней (Пиковский) объясняет: «Этот обряд был настолько важен для иудеев I века, что его совершали даже в субботу. Это был видимый знак их завета с Богом. Это — прообраз новозаветного обрезания по духу, которым является Крещение».

19 января — Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Торжество установлено в честь Крещения Спасителя в реке Иордан. В то же время свершилось знаменательное событие, о котором поется в тропаре праздника: «Троическое явися поклонение». Иными словами, произошло явление Пресвятой Троицы:

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф. 3:16)

 

Богоявление (Крещение Господне)
Конец XVI в.
Дерево, левкас, темпера
Высота 30 см, ширина 25,5 см
Самарский областной художественный музей

Данному событию посвящено множество иконописных образов и художественных полотен, повествующих о жизни Божьего Сына. Кандидат искусствоведения Александр Преображенский рассказывает:

«Для большинства изображений события Богоявления характерен следующий набор фигур, представляющих композицию: это образ Самого Иисуса Христа, совершаемого Крещение в Иорданских водах, образ Иоанна Предтечи. Святой Дух предстает в образе голубином, а Бог Отец обычно не изображается, Его присутствие передается с помощью Разверзающихся Небес».

В этот день происходит чин освящения воды – Великой Агиасмы, которую православные принимают с особым благоговением.

Торжество предваряет строгий Крещенский Сочельник.

 15 февраля — Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Слово «сретение» означает встречу. В этот день Младенца Иисуса встретили в Иерусалимском храме праведный Симеон, прозванный впоследствии Богоприимцем, и жившая здесь пророчица Анна.

Сретение
Мастерская Андрея Рублева
Школа или худ. центр: Москва
1408 г.
124 × 92 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. 2135
Происходит из праздничного чина Успенского собора во Владимире

Праздник основан на предании, сохранившемся в иудейском документе, которое называется «Письмо Аристея». В нем говорится о том, как один из египетских царей Птоломеев пожелал иметь еврейские Писания в своей библиотеке и для этой цели выписал 70 (или 72, по другим сведениям) еврейских ученых, которые для него переводили Библию.

Одним из них был Симеон Богоприимец. Он был тем, кто перевел книгу пророка Исайи и его слова: «Се Дева во чреве приимет». Симеон усомнился в словах, что Дева может родить Сына, он хотел исправить слово «дева» на «молодую женщину», и тогда ему было обещано (спустившимся с неба Ангелом), что он дождется того момента, когда Дева родит Сына.

     Митрополит Волоколамский Илларион дает следующую оценку данному историческому событию: «Во-первых, это была встреча между человеком и Богом. Во-вторых, между старцем и младенцем. В-третьих, это встреча между Ветхим Заветом и Новым Заветом, то есть некая встреча эпох».

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы

Евангелие повествует о Благовещении, как о событии, принесшем радость всему миру. По словам учителей Церкви это предопределенное от века таинство является началом спасения человечества и началом исполнения обетования, данного Господом святым праотцам.

Устюжское Благовещение
Школа или худ. центр: Новгород
Первая треть XII в.
Onasch 1961: XII в.
Антонова, Мнева 1963: 1119–1130 гг.
Лазарев 1969: 1130–1190-е годы
Onasch 1977: XII в.
Новгородская икона 1983: Конец XII в., Новгород (?)
ГТГ

Больше

В этот день предстал перед Пречистой Девой небесный посланник – Архангел Гавриил и благовестил Ей о рождении Сына, Который «будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца».  Пречистая Мария с кротостью приняла это известие, ответив: «Да будет мне по слову твоему!». И считается, что именно в момент Ее согласия и произошло непорочное зачатие.

17 апреля — Вход Господень в Иерусалим

Этот праздник имеет переходящую дату. Однако отмечают его всегда в воскресный день. Накануне в субботу христиане вспоминают чудо воскресения праведного Лазаря, друга Господня, ведь именно оно положило основание следующему за ним событию – торжественной встрече Спасителя жителями Иерусалима. Узнав о чудесном воскресении скончавшегося несколько дней назад Лазаря и получив известие о том, что сотворивший это диво Чудотворец следует в иудейскую столицу, жители города вышли Ему навстречу, приветствуя зелеными ветвями и кидая под ноги Его ослу свои одежды.

Вход Господень В Иерусалим

Интересный факт

Этот праздник известен в мире как Неделя Ваий, то есть Пальмовое Воскресенье. В Древнем Израиле народ встречал своих владык и героев с зелеными ветвями пальм в руках. Однако на основной территории России пальмы не растут, а праздник известен в народе как Вербное Воскресенье. Ведь именно это растение первым пробуждается весной и цветет раньше прочих, как бы символизируя победу Вечной Жизни над холодом и мраком.

24 апреля — Светлое Христово Воскресение. Пасха

Иконография: Воскресение Христово — Сошествие во ад Датировки: XV в. Третья четверть XV в.Иконописная школа или художественный центр:  Новгородская школа Происхождение: Из церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода.Материал: Дерево, темпера.

Больше

Самый главный православный праздник. Самый радостный и торжественный, поскольку в этот день свершилось самое значимое чудо – Воскресение Иисуса Христа. Пасха знаменует победу над вечной гибелью, спасение человека от рабства греховного порока, и надежду на новую бесконечную жизнь в полном блаженной любви Небесном Царстве.

Когда Бог Отец на третий день после распятия воскресил Своего Сына силою Святого Духа, это стало свидетельством того, что жертва Безгрешного Агнца за грехи и преступления человечества была принята, и сегодня христиане имеют право оправдываться Воскресением Своего Господа. И христиане непоколебимо веруют в то, что Воскресший Сам, воскресит и их, когда придет время.

2 июня — Вознесение Господне

Празднуется на 40-й день после Праздника Пасхи. В этот день Спаситель, много раз являвшийся ученикам после Своего Воскресения, предстал перед ними в последний раз. Взойдя на Елеонскую гору, Иисус благословил их, возносясь на небеса.

Сведения о праздновании этого события можно найти уже в древних Апостольских постановлениях — апокрифе IV века.

Митрополит Рязанский Марк поясняет: «Вознесение – символ возвеличивания. С другой стороны, это расставание Иисуса Христа с учениками. А расставание — всегда скорбь. Но все имеет свой смысл: Господь возвратился туда, где Он был до воплощения. Он исполнил Свою Великую Миссию: умалился, сошел на землю, стал человеком, проповедовал и пострадал ради нашего спасения. И ученики радовались этому событию, потому что поняли, что Спаситель – Истинный Бог, и все, о чем Он им говорил – Истина, которой следует доверять и безоговорочно следовать».

12 июня — День Святой Троицы. Пятидесятница

Пятидесятницей этот торжественный день называют потому, что празднование его совершается на 50-й день после Пасхи, в который, согласно Священному Писанию, Дух Святой сошел на апостолов, и они получили способность исцелять, пророчествовать и проповедовать на всех языках.

Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная) Датировки: XV в. 1425–1427. Иконописная школа или художественный центр:  Московская школа Иконописец: Рублев Андрей Происхождение: Из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.Материал: Дерево,

Больше Интересный факт

Еще до принятия христианства на Руси широко отмечался праздник Семик, или Зеленая неделя, символично знаменующий границу между летом и весной. В те времена было принято украшать дом зелеными ветками березы, рябины, дуба и других растений. С принятием христианства эта традиция приняла иное значение. Она стала напоминанием о чудесном явлении Пресвятой Троицы праотцу Аврааму в дубраве Мамре, и кроме того, молодые ветви символизируют новую, просвещенную светом божественного познания жизнь.

7 июля — Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Рождество Иоанна Предтечи; Россия. Север; XVIIв.

Иоанн родился у пожилой четы иудейского священнослужителя Захарии и его жены Елисаветы. По Преданию, когда правитель Ирод повелел убить всех младенцев, Елисавета бежала с сыном в пустыню, где впоследствии Предтеча подвизался около 30 лет – до тех пор, пока не был призван Господом к пророческому служению.

     Митрополит Волоколамский Илларион объясняет: «Иоанн Креститель – это первый из апостолов и последний из пророков. Это та фигура, которая стоит на стыке двух Заветов: Ветхого и Нового. Он в себе олицетворяет и ветхозаветное человечество, которое жило ожиданием Христа, и новое человечество, потому что он стал первым мучеником за Христа, первым Его проповедником. По Преданию Церкви Иоанн первым сошел во ад, чтобы и там предуготовить путь Миссии, который после распятия тоже сошел во ад, чтобы извести оттуда ветхозаветных людей».

12 июля — Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Церковь чествует этих апостолов как наиболее ревностных учеников Спасителя и называет их первоверховными.

Апостолы Петр и Павел

Апостол Петр сопровождал Христа с первых дней Его проповеди, был с Ним в самые значимые моменты жизни. Твердость его веры была подобна твердости камня, что позволило Иисусу сказать о нем: «ты — Петр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18).

Апостол Павел изначально был убежденным гонителем христиан. Но Господь коснулся его сердца и превратил в Своего верного последователя.

Оба апостола были казнены в царствование императора Нерона. В 65 или 68 годах.

 «В их лице Церковь прославляет всех апостолов. Эти люди говорили не от собственной мудрости, а от лица Самого Иисуса Христа, Который призвал их и послал на проповедь. Петр и Павел – настоящие герои, великие религиозные деятели, заветам которых мы стремимся следовать. У них мы учимся смело и самоотверженно, словом и делом, свидетельствовать миру о нашей вере» (Епископ Каскеленский Геннадий).

19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

По прошествии 8-ми дней после того, как Искупитель поведал ученикам об ожидающих Его страданиях, Он, взяв с собой троих из них, взошел на Фаворскую гору. Дивный свет озарил в тот момент Иисуса: Его Лицо и одеяние просияли. И явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия, которые беседовали со Христом о Его исходе. А потом опустилось на то место облако, из которого послышался глас Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». (Мк. 9:7)

Преображение Господне. Феофан Грек

Интересный факт

Ежегодно в этот праздник на гору Фавор опускается облако, хотя в этот сезон облаков на Святой земле не бывает. Научного объяснения этому явлению нет, поскольку в сухом воздухе образование тумана невозможно.

28 августа — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Успение Божией Матери

По Преданию блаженная кончина Пресвятой Богородицы последовала через 15 лет после Распятия Спасителя. За 3 дня до события Архангел Гавриил возвестил Ей об этом. Святой Дух чудесно собрал у ложа Пречистой Девы всех апостолов, разошедшихся по разным землям с проповедью Благой Вести, и в их присутствии сошедший с небес Спаситель принял душу Своей Матери без всяких телесных страданий.

Иерей Димитрий (Пенькевич) высказывается: «Рождение и кончина Божьей Матери превосходит все мыслимое в человеческом мире. Сам тот факт, что Пресвятая Богородица была восхищена на небо, раскрывает смысл того, что человеческая душа очень тесно связана с небом, и поэтому Воскресение – это не просто красивый образ, а реальность».

11 сентября — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Иоанн Предтеча был обезглавлен нечестивым царем Иродом, исполнившим желание своей падчерицы Саломеи. Иудейская царевна угодила правителю своим танцем, а затем, посоветовавшись с матерью, потребовала от царя в награду голову пророка. В этот день Церковью установлен строгий пост.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Интересный факт

По Преданию кровь праведника не осталась без отмщения. Царевна Саломея погибла, провалившись зимой под лед, а Ирод с супругой впали в немилость римского императора после позорного поражения в битве с аравийским правителем Арефой. Они были лишены имущества и сосланы в Галлию, где бесславно окончили свои дни.

21 сентября — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Отец Богородицы, праведный Иоаким, происходил из рода Давидова, а мать Анна – из рода священнослужителей. Долгое время у супругов не было детей. Много поношений пришлось им претерпеть за это. Но даже и в преклонных летах не оставили они своих молитв и надежды на Божие милосердие.

И однажды явился им Ангел Господень и возвестил, что вскоре родится у них Дочь, о Которой возрадуется весь мир. Счастливые супруги пообещали посвятить дитя Богу.

Иерей Александр Степовик, клирик Свято-Троицкого собора г. Саратова, поясняет: «В Ветхом Завете решение родителей отдать своего ребенка в храм не было редкостью. Была такая древняя традиция. Предание рассказывает, что однажды первосвященник отказался принять у Иоакима дары Богу, считая его грешным, и тот, опечалившись, на 40 дней удалился в пустыню, где и принес обет Господу посвятить Ему малыша, если он у него родится. В ту пору «храмовые» дети получали хорошее воспитание и выходили оттуда образованными. Они знали Священное Писание, могли его цитировать. Храм воспитывал их в вере».

По сей день христиане обращаются к праведным Иоакиму и Анне с просьбами о ходатайстве перед Всевышним о даровании детей супружеским парам.

27 сентября — Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня

Празднование установлено в честь обретения и воздвижения в 326 г. Честного Креста Господня.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Датировки: XVI в. Иконописная школа или художественный центр:  Псковская школа Происхождение: из церкви Николая Чудотворца со Усохи в Пскове. Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры

Больше

За некоторое время до этих событий императору Константину, накануне сражения с неприятелем, был явлен на небе светозарный Крест с надписью: «Сим победишь!». Укрепленный этим знамением правитель повелел начертать кресты на боевых знаменах и одержал славную победу, после которой христианская религия стала государственной в Римской Империи.

У царя же возникло благочестивое желание разыскать Крест Спасителя. После долгих поисков его матери, царице Елене, удалось разыскать людей, знающих место нахождения святыни. Крест был поднят из пещеры, где он почти 3 столетия лежал заваленный мусором, а сверху был построен языческий храм. Впоследствии на этом месте святые Константин и Елена возвели храм Воскресения Христова.

14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Торжество установлено в память о чуде, произошедшем в Х веке во Влахернском храме византийской столицы, во время которого Андрей Юродивый узрел над присутствующими прихожанами Пресвятую Владычицу, держащую в руках омофор. Богоматерь, явившись праведнику, показала Себя Усердной Заступницей христианского рода, всегда простирающей Покров над плачущими и обездоленными, не имеющими другой надежды, кроме Нее.

Иконография: Покров Богоматери Датировки: XIV в. Конец XIV в. (около 1399 г.)Иконописная школа или художественный центр:  Новгородская школа Происхождение: Из церкви Покрова Зверина монастыря в Новгороде.Материал: Дерево, темпераРазмеры

Больше

В богослужебных текстах в этот день звучат слова, раскрывающие сущность события:

«Дева сегодня предстоит в Церкви и с ликами святых невидимо молится о нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы с пророками ликуют, ибо за нас Богородица молит Предвечного Бога».

4 декабря — Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Об этом событии рассказано в апокрифе «Протоевангелие Иакова». Автор текста поведал, как пожилые родители привели свою трехлетнюю дочь в Иерусалимский храм, где ее встретил первосвященник Захария и ввел во Святая Святых – место, куда позволялось входить только священникам и только 1 раз в год.

Отмечать это событие начали в VIII столетии. Митрополит Волоколамский Илларион объясняет:

«Обстоятельства того события от нас сокрыты. Были даже богословы, считающие, что это событие имело символическое значение. Но Православная Церковь всегда считала, что данное событие имело место. Все детство Пречистой Девы прошло именно при храме, потому что она должна была быть духовно подготовленной для встречи с Господом. Это событие имеет особую значимость для последующей жизни Богородицы и для Ее почитания Церковью. Она еще в младенчестве соединила Свою жизнь с Богом через постоянное пребывание в храме, постоянное пребывание в молитве и чтение Священного Писания».

С этого дня на службах начинают звучать рождественские песнопения.

Интересный факт

В России этому величайшему событию посвящено немало обителей. В том числе знаменитая Свято-Введенская Оптина пустынь и Свято-Введенская обитель на р. Толге, где пребывает Толгская икона Богородицы.

Многодневные посты 2022 года

В основе любого поста, как учат отцы Церкви, лежит добровольное самоотречение. Протоиерей Алексей Уминский, настоятель храма Пресвятой Троицы в Хохлах, наставляет: «Пост – дело очень личное. Нельзя поститься «строем». У всех разные силы и разное к посту отношение, и своя собственная цель поста».

В постные дни не благословляется вкушение животной, а также дорогой и изысканной пищи.

07 марта – 23 апреля Великий пост

Самый строгий пост. Установлен по примеру поста Спасителя, 40 дней подвизавшегося в пустыне. Подготовка к нему начинается заранее. Уже за 3 недели до его начала меняется характер богослужений, а за неделю – из пищи исключается мясо.

Общая продолжительность поста – 49 дней, поскольку непосредственно к 40-дневному посту присоединяются 7 дней Страстной Седмицы.

Митрополит Волоколамский Илларион дает следующие наставления: «Главное в Великом посте – покаяние, к которому призывается каждый верующий. Если вы не можете по всей строгости исполнять диетические предписания, это не значит, что вы не можете пройти вместе с другими верующими путем покаяния. Покаяние – это не просто раскаяние в своих дурных поступках, это и стремление, по возможности, исправить их. Великий пост – это время, когда мы призваны делать больше добрых дел, чем обычно. Это время, когда мы призваны следить за своим языком, умом, сердцем и телом. Это хорошее время, чтобы отказаться от вредных привычек. Как можно чаще нужно бывать в храме на богослужениях, чаще исповедоваться и причащаться. Особенно внимательно нужно отнестись к Страстной Седмице. Тот, кто участвует в богослужениях этой недели встретит Праздник Пасхи с особой духовной радостью, которая озарит Божественным Светом всю его последующую жизнь».

Интересный факт

В греческой церкви период Великого поста называют «кайрос», что значит «благоприятный момент», «время возможностей». А греческое же слово «покаяние» буквально означает «перемена ума».

20 июня –11 июля Апостольский (Петров) пост

Введен в преддверии праздника св. апостолов Петра и Павла. Установлен по подобию поста самих апостолов, которые постились перед выходом на служение, подражая в этом Спасителю.

Продолжительность данного поста различная. Она зависит от сроков празднования Пасхи.

14 августа — 27 августа  Успенский пост

Установлен в первые века христианства. Продолжается всего 13 дней, однако он такой же строгий, как и Великий. На период этого поста приходятся Медовый и Яблочный Спасы – дни, в которые происходит освящение продуктов пчеловодства и плодов текущего года.

Митрополит Ставропольский Кирилл объясняет: «Это пост установлен Церковью для почитания Божией Матери. И, кроме того, как говорит Сам Спаситель, род сей – искушения и соблазны – побеждаются только постом и молитвой. Это основание поста. Плоть человека успокаивается, и при ее истончении, при очищении ума происходит усиление молитвы человека. Она становится более сильной и действенной, и при ее помощи можно побеждать бесов. Только через подвиг возможно появление в человеке той силы, которая может ему помочь победить искушения и соблазны».

Читайте также:

28 ноября — 6 января Рождественский пост

Предваряет праздник Рождества. Пост установлен в XII в. в Византии для подготовки тела и души христиан к восприятию этого величайшего события, к участию в нем. Словно волхвы, спешащие к родившемуся Младенцу, чтобы поклониться Ему и принести драгоценные дары, верующие совершают этот подвижнический путь, и приносят Спасителю дары духовные.

Накануне Праздника, 6 января, отмечается Рождественский Сочельник – день очень строгого поста, в который готовится сочиво – особое блюдо из пшеницы и меда. Традиционно в этот день трапезы не начинают до появления первой звезды, символизирующей Звезду Вифлеемскую, указавшую путь волхвам к месту рождения Спасителя.

Дни поминовения усопших

6 февраля — Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову

Поминовение совершается по постановлению Священного Синода от 30 января 1991 г.

XX век был весьма трагичным для Отечества, потерявшего миллионы граждан не только из-за агрессии врагов внешних, но и от рук воинствующих атеистов. Среди убитых и злодейски замученных в те годы было много православных: архиереев, священнослужителей и мирян, единственной виной которых была несгибаемая вера в Создателя.

Прославление большого числа новомучеников на Архиерейском Соборе в 2000 г. показало всему миру их величайший подвиг и озарило пути Божиего Промысла в судьбе Российского государства. В истории это первый случай прославления сразу стольких небесных заступников.

26 февраля — Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Отмечается на Пестрой неделе, за два дня до Масленицы. Предшествует Неделе о Страшном Суде, которую по-другому называют мясопустной. Установление ее восходит ко временам апостолов, о чем сообщает Иерусалимский устав, изложенный в V в. прп. Саввой. Субботу называют вселенской, потому что в этот день совершается память всех почивших от века христиан, а на богослужении возносятся молитвы Создателю об оставлении грехов и явлении милости всем христианам в День Воздаяния.

19 марта — Суббота 2-й седмицы Великого поста. Поминовение усопших

Установлена для того, чтобы на протяжении Великого поста не лишать усопших предстательства за них, поскольку в этот период обыкновенные ежедневные поминовения не совершаются, так как полная Литургия бывает не каждый день.

Чтобы не лишать умерших молитвенного заступления за них Церковь установила три особых дня для поминовения Великим постом. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель. Верующим в эти дни желательно лично присутствовать на Литургии и молиться за ушедших в мир иной. Не просто подавать записки об упокоении и заказывать сорокоусты, а лично участвовать в богослужениях.

26 марта — Суббота 3-й седмицы Великого поста. Поминовение усопших

Установлена по той же причине, что и 2-я суббота поста.

2 апреля — Суббота 4-й седмицы Великого поста. Поминовение усопших

Последняя поминальная суббота Великого поста

3 мая Радоница. Поминовение усопших

Совершается во вторник Фоминой недели, то есть 2-й недели после Пасхи. Дата данного дня подвижная. Слово «Радоница» содержит в себе радость о Воскресшем Христе, которую несут в этот день верующие усопшим близким.

9 мая — Поминовение усопших воинов

Важнейшее в году заупокойное богослужение, установленное в память о погибших воинах. В этот день Церковь поминает не только воинов, непосредственно участвовавших в сражениях, но и всех, кто погиб от голода, непосильных трудов, всех замученных в плену. Этот день являет выражение великой признательности павшим предкам за мир для ныне живущих, купленный ценой их крови.

Епископ Каскеленский Геннадий поясняет: «Память о военном подвиге имеет воспитательное значение. Мы приняты не расслабляться, а быть готовыми совершить в случае необходимости такие же самоотверженные поступки, как наши предшественники».

11 июня — Троицкая родительская суббота

Вселенская родительская суббота накануне дня Святой Троицы. Памятуя о том, что в день Пятидесятницы произошло сошествие Святого Духа на апостолов, христиане возносят Ему молитвы о помощи живущим и даровании благодати всем усопшим, которая была бы для них утешением и источником блаженства. Святитель Василий Великий, составивший молитвенные тексты вечерни Пятидесятницы, говорил: «Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже находящихся в аду».

5 ноября — Димитриевская родительская суббота

Этот день чтут только в Русской Церкви. Связан он с событиями 1380 г., когда впервые в Троицкой обители совершили в этот день панихиду по русским воинам, павшим в сражении на Куликовом поле. Князь Димитрий Донской, по благословению прп. Сергия Радонежского, положил ежегодно совершать панихиду в субботу перед днем его небесного покровителя – Димитрия Солунского, чья память приходится на 8 ноября. С той поры на Руси и стали почитать эту дату.

Свт. Димитрий Ростовский писал об этом событии следующее: «С величайшей радостью возвратился в Москву великий князь, получивший за столь славную победу над татарами прозвище Донского, и немедленно отправился к преподобному Сергию. Прибыв в обитель, он от всего сердца воздал благодарение Господу, «Сильному во бранех», благодарил святого игумена и братию за молитвы, рассказал преподобному подробно о битве, повелел служить заупокойные литургии и панихиды за всех воинов, убиенных на Куликовом поле…»

Что такое православный церковный календарь

С древнейших времен люди испытывали необходимость оставить для потомков память о наиболее важных событиях христианской истории, наполненных поучительными деяниями и действием Божественного Промысла. Удобнее всего это было сделать в виде календаря.

Современный православный календарь представляет собой упорядоченную систему времяисчисления, с помощью которой определяют последовательность церковных праздников и постов, а также соответствующих им богослужений в течение года.

Церковный год начинается 1(14) сентября. Это, так называемое, Новолетие, в день которого читаются особые молитвы о даровании Божьего благословения на начинающийся годовой период. О том, как в старину праздновали эту дату, писал в 1582 г. папский легат Антонио Поссевино:

«Летоисчисление московиты ведут от самого сотворения мира. Нынешний год, от рождества Христова 1582, они считают 7091 от сотворения мира. Начало года у них 1 сентября. Этот день они отмечают всеобщим весельем и всяческими развлечениями. На площади воздвигается помост, на который поднимаются митрополит и великий князь, и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому государю нашему и детям его многая лета!» Все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни».

После календарной реформы Петра I в 1700 г. Новолетие уже не отмечается столь широко, однако богослужебные тексты с тех пор остались неизменными. До этой реформы время на Руси исчисляли от Сотворения мира, как это было принято в Византии, а 19 декабря 7208 г. государь издал указ «О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира».

Отчет времени от Рождества Христова был предложен в XVII в. французским ученым Дионисием Петавием – каноником Орлеанского собора, в 19 лет ставшим профессором университета Буржа. Он призвал расширить христианскую эру методом отсчета времени назад от Рождения Спасителя. Таким образом, любая дата оказывалась привязанной к этому событию, и календарь приобрел современный вид.

Примечательно, что в церковном календаре годичный Круг Двунадесятых праздненств, установленный еще на Первом Вселенском соборе, начинается Рождеством Пресвятой Богородицы, а заканчивается Ее Успением.  Дело в том, что в христианском сознании Пресвятая Дева является теми вратами, через которые непостижимый и невидимый Господь вошел в вещественный мир, и началось исполнение дел Промысла Божьего о спасении человечества. К тому же день Рождества Богородицы хронологически является первым из всех праздников, посвященных важнейшим событиям жизни Небесной Владычицы и Ее Сына.

Наряду с принятым сегодня летоисчислением, для определения даты переходящих праздников пользуются исчислением времени от Светлого Праздника Пасхи, которое определяется по лунному календарю и может варьировать в пределах от 4 апреля до 8 мая.

     В 1918 г. после перехода Советской Республики на новый, григорианский стиль летоисчисления состоялся Всероссийский Поместный Собор, на котором постановили: «ввиду важности вопроса о реформе календаря и невозможности, с церковно-канонической точки зрения, скорого самостоятельного решения его русскою Церковию, без предварительного сношения по сему вопросу с представителями всех автокефальных Церквей, оставить в Русской православной церкви византийский календарь во всей его полноте».

Вопрос о переходе на новый стиль поднимался также в 1923 году. В мае того года в Константинополе собрался собор восточных церквей, созванный вселенским патриархом Мелентием IV. Решено было реформировать календарь. Однако, чтобы не обращаться к календарю григорианскому, «от католиков», решили пользоваться летоисчислением новоюлианским, разработанным профессором из Сербии Милутином Миланковичем. В отличие от западного календаря, исключающего 3 дня каждые 400 лет, ученый предложил в своей системе исключать 7 дней каждые 900 лет.

На данный стиль перешли в то время Константинопольская и ряд поместных церквей. Русская Церковь тоже ввела его в обиход, но из-за массовых протестов верующего населения страны вынуждена была очень быстро отказаться от подобного новшества. Поэтому Русская Церковь так и живет до настоящего времени по календарю, в основе которого — календарь юлианский, разработанный александрийскими астрономами во главе с математиком Созигеном и впервые введенный в 45 г. до н.э. в Римской республике по указу Юлия Цезаря, в память о котором и дано календарю название.

Источник

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here