Неделя началась для России признанием ЛНР и ДНР, продолжилась стартом военной операции на Украине и рекордным обвалом фондового рынка, а закончилась санкциями ЕС и США против энергетического, транспортного, высокотехнологичного и финансового секторов РФ. Сильный удар пришёлся на крупнейшие предприятия и банки. Последние столкнулись не только с заморозкой активов, но и отключением их клиентов от систем Apple Pay, Google Pay, Visa и MasterСard за пределами России.
Война в Украине сделала из России изгоя
Воздушное пространство Евросоюза и США полностью недоступно для российских самолетов. Вашингтон и его европейские союзники обсуждают закрытие портов для российских судов. Вводятся жесткие санкции против Центрального банка России. Ничего подобного не было ни во время международного бойкота Олимпийских игр в Москве в 1980 году, ставшего ответом на советское вторжение в Афганистан, ни во время берлинского и карибского кризисов 1961 и 1962 годов, которые ставили мир на грань ядерной войны.
Символическим стало закрытие для российских военных кораблей Босфора и Дарданеллы. Турция так не поступала со времен Второй мировой. Тогда Анкара не пропускала через проливы корабли всех воюющих стран. То, что казалось сюжетом для антиутопии еще неделю назад, обернулось сегодняшней реальностью. Россия стала изгоем.
Рубль пострадает первым
«Так получилось за долгие восемь лет (конфликта на востоке Украины), что мягких санкций не осталось», — констатирует директор региональной сети по работе с состоятельными клиентами «БКС Мир инвестиций» Григорий Сосновский. Он считает маловероятным сценарий, при котором санкции будут ограничены какими-то конкретными лицами. Самый мягкий вариант в сложившихся условиях, по мнению эксперта — это адресные санкции против крупных компаний и банков, что может вызвать бегство с российского фондового рынка «тех немногих частных и институциональных западных инвесторов, которые остались». По мнению управляющего директора Arbat Capital Александра Орлова, при таком сценарии развития событий рубль может потерять 10-15% к доллару.
При этом, в случае, если США введут запрет на операции с российским госдолгом на вторичном рынке, объем ОФЗ «мгновенно выльется в рынок», а больше всего пострадает рубль — иностранные инвесторы моментально конвертируют полученные от продажи ОФЗ средства в доллары, а рублевые инструменты никто не захочет покупать, предупреждает Сосновский. По состоянию на конец января доля нерезидентов в ОФЗ, по оценке «ВТБ Капитала», опускалась до 18,8%, минимума с июля 2015 года.
Ограничение на экспорт электронных компонентов
Накануне вечером США ввели санкции в сфере торговли, направленные на сокращение импорта важнейших комплектующих для оборонно-промышленного комплекса (ОПК), самолётостроения и судостроения России. Пострадает от уменьшения поставок и сектор высокотехнологичной продукции: электроника, компьютеры, авионика и компоненты для аэрокосмической промышленности.
В Петербурге с аналогичным давлением от Великобритании столкнулась Объединённая судостроительная корпорация (ОСК). В компании отреагировали спокойно: заверили партнёров в исполнении сроков и обязательств, а также напомнили, что работают под санкциями с 2014 года.
В случае острой необходимости петербургские предприятия могут перейти на китайские аналоги. Однако даже с точки зрения логистики и затрат на перевозку городу гораздо выгоднее закупаться в Европе, не говоря уже о разнице в качестве. Существенную нехватку предложения бизнес ощутит в ближайшие полгода, что в том числе вызовет повышенный ажиотаж на электронную продукцию и рост цен.