У Высоцкого было множество талантов, но, пожалуй, на первое место стоит поставить его поэтический дар, и в этом качестве Владимир реализовал себя в жанре авторской песни. Первые написанные им песни относятся к началу 1960-х годов. Вначале о них знал узкий круг знакомых и друзей, позже его популярность — благодаря магнитофонным записям — степным пожаром охватила всю страну. Нынешняя молодежь даже не может представить «картинку» начала 70-х годов, когда идешь по краснодарским «черемушкам», и нет «хрущевки», из окна которой не раздавался бы его хриплый голос.
Песни Владимира Высоцкого
Высоцкий-бард отличался многообразием: в его репертуаре ранние уличные песни соседствовали с сатирическими и бытовыми. Большое место занимали лагерные и военные, видимо, потому что его детство пришлось на войну, а сталинские «чистки» и репрессии были не вычитаны в книгах, а узнавались от конкретных живых людей, вернувшихся из лагерей.
С середины 1960-х годов тематика его песен стала настолько многообразной, что сложилась в новую «энциклопедию русской жизни». При жизни Высоцкого его песни в СССР были под запретом: до 1981 года ни одно издательство не выпустило его тексты. Ограничения сняли лишь после смерти Высоцкого, когда вышел его поэтический сборник «Нерв» (составил Роберт Рождественский).
Большой Каретный — не только один из его московских адресов, но и веха в жизни. На Большой Каретный к Кочаряну, его другу, приходили в разное время Эдмонд Кеосаян, Юлиан Семёнов, Олег Стриженов, Илья Глазунов, Людмила Гурченко, Андрей Тарковский и многие другие. В числе тех, кто на Большом Каретном слушал ранние песни Высоцкого, был Шукшин.
Владимир Высоцкий — роли в театре и кино
Высоцкий окончил в 22 года Школу-студию МХАТ, и в дальнейшем работал в Театре на Таганке, где сыграл, в частности, Галилея («Жизнь Галилея», 1966), Хлопушу («Пугачёв», 1967), Гамлета («Гамлет», 1971), Лопахина («Вишнёвый сад», 1975), Свидригайлова («Преступление и наказание», 1979)… Любопытно, что на сцену «Таганки» он вышел уже через десять дней после зачисления в труппу: в «Добром человеке из Сезуана» он заменил заболевшего коллегу, а потом был срочно (!) введён на роль Второго Бога. У Любимова с Высоцким отношения были сложными: режиссёр не один раз собирался «окончательно» уволить Высоцкого за нарушение трудовой дисциплины, но полного разрыва Высоцкого с «Таганкой» так и не случилось.
Дебют Высоцкого в кино состоялся в 1959 году: эпизодическая роль в фильме «Сверстницы». А всего актёр снялся в более чем двадцати пяти фильмах. После выхода «Вертикали» «известность Высоцкого рванула вертикально вверх», как сказал один писатель. Наиболее значимые — роль подпольщика Бродского («Интервенция», 1968), зоолога фон Корена («Плохой хороший человек», 1973), капитана Жеглова («Место встречи изменить нельзя», 1979), Дон Гуана («Маленькие трагедии», 1979)… Посмертно, в 1987-м ему присвоили звание лауреата Государственной премии СССР («за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме „Место встречи изменить нельзя“ и авторское исполнение песен»).
В 1986 году при Союзе писателей СССР создали комиссию по литературному наследию Высоцкого, после чего проблемы — купить книги его стихов или книги о нем, записи песен или спектаклей — не стало. И его правда стала доступной и понятной всем:
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне,
что слово «честь» забыто,
И что в чести наветы за глаза.
Личная жизнь Владимира Высоцкого
Высоцкий так же искренне любил. Первая жена — Иза Жукова — была старше Высоцкого на год. Они стали жить вместе осенью 1957 года, а в апреле 1960 зарегистрировали брак. Жукова окончила школу-студию раньше Высоцкого, и, получив диплом, уехала по распределению в киевский Театр им. Леси Украинки, а Высоцкий каждую субботу ездил к ней, а в понедельник возвращался в Москву.
Вторая жена — Людмила Абрамова — училась во ВГИКе, их знакомство состоялось 1961 году в Ленинграде на съёмках фильма «713-й просит посадку». Официально брак зарегистрировали 25 июля 1965 года, к тому времени у них уже было два сына: в ноябре 1962 года — Аркадий, в августе 1964-го — Никита.
Затем были отношения с актрисой «Таганки» Татьяной Иваненко, которая родила от Владимира Семеновича дочь Анастасию.
В июле 1967 года в Москву на V международный кинофестиваль приезжает Марина Влади, знакомится с Высоцким, и… 1 декабря 1970-го они зарегистрировали брак. В 1977-м, через годы после расставания, Татьяна Иваненко, встретив в Париже жену Высоцкого, призналась: «Знаете, я очень люблю вашего мужа». Влади ответила, что тоже очень любит своего мужа…
Владимир Высоцкий — когда и от чего умер
Летом 1980 года 42-летний Высоцкий попытался преодолеть наркозависимость: у него была договорённость с друзьями о том, что он поживет под наблюдением врачей в золотодобывающей артели «Печора», но опоздал на самолет из Москвы. 23 июля в доме Высоцкого состоялся своеобразный медицинский консилиум, и было решено начать лечение с 25 июля. 24-го приезжали специалисты из ЦУПа: хотели увезти Владимира Семёновича на сеанс космической связи. К ним вышел Всеволод Абдулов и объяснил, что «Володя плохо себя чувствует, он сегодня не сможет». 25 июля между тремя часами ночи и половиной пятого утра Высоцкий умер во сне — от инфаркта миокарда.
В последний путь поэта провожали 40 тысяч человек.
«Высоцкий. Спасибо, что живой» — интересные факты о фильме
В основу фильма (2018) легли события, которые случились в июле 1979 года. У Владимира Высоцкого были тяжёлые гастроли в Узбекистане — в день приходилось давать по пять концертов, постоянно переезжать, выступать на жаре. В Бухаре барду стало плохо в гостиничном номере, он потерял сознание и случилась остановка сердца, но постоянно дежурящему при нём врачу Анатолию Федотову удалось реанимировать Высоцкого.
Главной интригой фильма было имя исполнителя главной роли — со всей съёмочной группы была взята подписка о неразглашении, актёр не появлялся на площадке без грима и даже в титрах его имя не указывалось… Когда вышли первые рекламные ролики, зрители начали гадать кто бы это мог быть и чаще всего звучали имена Владимира Вдовиченкова и Алексея Кравченко. После премьеры многие узнали Сергея Безрукова, но сам актёр рассекретился только спустя полгода после премьеры. В фильме он появляется ещё в одной роли — актёра Юры.
Изначально фильм собирался снимать Александр Митта, который знал Владимира Высоцкого и снимал его в исторической мелодраме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». В главной роли режиссёр видел Никиту Высоцкого, но тот отказался, а работать с другим актёром Митта не захотел. Тогда ещё фильм планировали назвать «Чёрный человек» — по названию одного из стихотворений Владимира Высоцкого, но позже названием стала строчка из этого стихотворения:
«И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: „Спасибо, что живой“».
Затем картину возглавил режиссёр и сценарист независимого кино Игорь Волошин — это ему принадлежит идея оживить Высоцкого при помощи компьютерной графики, но вскоре тоже отказался. В результате режиссёрское кресло занял Петр Буслов, известный по фильмам «Бумер» и «Бумер. Фильм второй».
Грим создавали полгода. Изучив фотографии из архива Владимира Высоцкого, художник Пётр Горшенин создал точную копию лица, а затем сделал тонкую маску из воска и пластилина с учетом особенностей мимики. С этой маски он сделал форму, в которую заливался сложный силиконовый состав. В результате получился комплект из пластических деталей — лоб, нос, щеки, подбородок, которые потом наносили на лицо актёра. Ежедневный грим занимал 4 часа, и примерно полтора часа уходило на его снятие. На экране грим дополняла компьютерная графика.
Реквизит собирали, что называется, «с миру по нитке». Белые концертные брюки Высоцкого купили в бутике Gucci.
Красное поло было сшито в количестве 10 штук по лекалам рубашек Prada.
«Мерседес-Бенц» 1974 года выпуска нашли в Германии. Давно снятые с производства «Волги» и «Жигули» нашли в Узбекистане.
Кожаные куртки Высоцкого копировали по фотографиям, а вещи для остальных героев искали по секонд-хендам и «блошиным рынкам».
Костюмы для массовки жители узбекских городов приносили из дома — у многих сохранились аутентичные платки, халаты, обувь, тюбетейки. Многие пришлось покупать прямо на месте, так как массовка была разной и одеваться она должна по-разному. Например, для людей на улицах были нужны национальные костюмы, для тех, кто стоял в очереди в ОВИР требовались городские костюмы, а для массовки в аэропорту надо было одеть «спортсменов», «дембелей», «цыган», «пионеров» и многих других…
У многих героев фильма были реальные прототипы. Личный врач Высоцкого, реаниматолог Анатолий Федотов, выведен под именем Анатолия Нефёдова — его играет Андрей Панин.
Прототипом Севы Кулагина в исполнении Ивана Урганта стали два друга барда — Иван Дыховичный и Всеволод Абдулов.
Павел Леонидов в исполнении однофамильца Максима Леонидова — импресарио Владимир Гольдман.
Татьяна Ивлева, которую сыграла Оксана Акиньшина, — художник по костюмам Оксана Афанасьева, позже ставшая женой Леонида Ярмольника.
Ташкентский аэропорт снимали в Бресте, узбекский рынок сняли в Самарканде — для этого попросили местных жителей принести предметы быта, а Дом Культуры был самый настоящий. Это был тот самый Дом культуры в Бухаре, где в 1979 году выступал Владимир Высоцкий. В массовке были люди, которые тогда присутствовали на концерте.
После премьеры были очень неоднозначные отзывы — фильм хвалили и ругали и зрители, и кинокритики, и особенно горячо высказывались те, кто был знаком с Владимиром Высоцким лично. Известно, что очень резко о фильме отзывалась Марина Влади… Несмотря на споры, или даже благодаря им, фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» показал один из самых успешных стартов в российском кино — при бюджете в 12 млн. долларов он собрал 11 млн. только за первые выходные. Все затраты на съёмки и рекламу фильма окупились за две недели.