Пора забыть: Рос­сия выхо­дит из Болон­ской систе­мы обра­зо­ва­ния — новый поря­док обу­че­ния и поступ­ле­ния в вузы с июня 2022 года

Прой­ден­ный этап: Рос­сия выхо­дит из Болон­ской систе­мы обра­зо­ва­ния — новый поря­док обу­че­ния и поступ­ле­ния в вузы с июня 2022 года

Еще одним огра­ни­че­ни­ем со сто­ро­ны Запа­да ста­ло исклю­че­ние ее пред­ста­ви­те­лей  из Болон­ско­го про­цес­са. Боль­ше уни­вер­си­те­ты и инсти­ту­ты стра­ны в Болон­скую систе­му не вхо­дят. Чем это гро­зит рос­сий­ским сту­ден­там, как изме­нит­ся поря­док поступ­ле­ния в вузы в июне 2022 года.

Как про­изо­шел выход из Болон­ско­го про­цес­са рос­сий­ских вузов

На рас­ши­рен­ном засе­да­нии коми­те­та Сов­Фе­да по нау­ке, обра­зо­ва­нию и куль­ту­ре, посвя­щен­ном вопро­сам раз­ви­тия систе­мы выс­ше­го обра­зо­ва­ния в Рос­сий­ской Феде­ра­ции в совре­мен­ных усло­ви­ях с заяв­ле­ни­ем высту­пил Дмит­рий Афа­на­сьев — заме­сти­тель руко­во­ди­те­ля Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и нау­ки РФ. В ходе выступ­ле­ния Афа­на­сьев под­твер­дил, что рос­сий­ские вузы были фак­ти­че­ски исклю­че­ны из Болон­ско­го про­цес­са. При­чи­ной тако­го жеста стал факт того, что руко­во­ди­те­ли учеб­ных заве­де­ний скре­пи­ли сво­и­ми авто­гра­фа­ми обра­ще­ние Рос­сий­ско­го сою­за рек­то­ров о под­держ­ке спе­ци­аль­ной опе­ра­ции на Украине.

Про­изо­шло дан­ное собы­тие 11 апре­ля, имен­но в тот день Болон­ская груп­па огла­си­ла свое реше­ние о пре­кра­ще­нии пред­ста­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции и Рес­пуб­ли­ки Бела­русь во всех струк­ту­рах Болон­ско­го процесса.

Кро­ме того, по мне­нию Афа­на­сье­ва, режим четы­рех­лет­не­го обу­че­ния в рам­ках бака­лаври­а­та ока­зал­ся недо­ста­точ­ным для того, что­бы в пол­ной мере усво­ить зна­ния, уме­ния и ком­пе­тен­ции. В отдель­ных вузах стра­ны уже ста­ли вво­дить пяти­лет­ний бакалавриат.

При­чи­ны выхо­да Рос­сии из Болон­ской системы

Вале­рий Фаль­ков, гла­ва Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и нау­ки РФ, объ­яс­нил уда­ле­ние Рос­сии из Болон­ско­го про­цес­са новы­ми эко­но­ми­че­ски­ми и поли­ти­че­ски­ми усло­ви­я­ми, в кото­рых ока­за­лась стра­на на сего­дняш­ний день. Кро­ме того, внед­ре­ние систе­мы не поз­во­ли­ло достичь опре­де­лен­ных целей, каса­ю­щих­ся каче­ства образования.

По сло­вам Фаль­ко­ва, оте­че­ствен­ная систе­ма выс­ше­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния долж­на пре­тер­петь изме­не­ния. как из-за новых реа­лий суще­ство­ва­ния эко­но­ми­ки стра­ны, так и в свя­зи с невоз­мож­но­стью достичь целей, постав­лен­ных изна­чаль­но у исто­ков внед­ре­ния систе­мы. Такой вывод был выяв­лен в ходе два­дца­ти­лет­не­го при­ме­не­ния Болон­ской систе­мы. В каче­стве при­ме­ра был при­ве­ден факт поступ­ле­ния в маги­стра­ту­ру бака­лав­ра, име­ю­ще­го диплом по дру­гой спе­ци­аль­но­сти, на совер­шен­но дру­гое направ­ле­ние. В ито­ге каче­ство обра­зо­ва­ния в стране снижается.

Одна­ко, Фаль­ков заве­рил, что корен­но­го пере­во­ро­та в рос­сий­ской систе­ме обра­зо­ва­ния не будет. Сна­ча­ла будет изу­чен весь накоп­лен­ный за послед­нее вре­мя опыт. Затем будет зада­но основ­ное направ­ле­ние, по кото­ро­му будет про­хо­дить поэтап­ный пере­ход к новой обра­зо­ва­тель­ной системе.

В Мини­стер­стве обра­зо­ва­ния и нау­ки РФ объ­яс­ни­ли отказ от Болон­ско­го про­цес­са тем, что он не при­вел к дости­же­нию постав­лен­ных целей

 

Что изме­ни­лось в пра­ви­лах поступ­ле­ния в вузы после отка­за от Болон­ско­го процесса

Как заявил Вале­рий Фаль­ков, кон­троль­ные циф­ры при­е­ма в выс­шие учеб­ные заве­де­ния а 2022 и 2023 годы уже рас­пре­де­ле­ны. Изме­не­нию они уже не подлежат.

Поэто­му пока пра­ви­ла при­е­ма аби­ту­ри­ен­тов в рос­сий­ские вузы оста­ют­ся преж­ни­ми. Ста­рая систе­ма обу­че­ния — четы­ре года бака­лаври­ат и два года в маги­стра­ту­ре — оста­ет­ся на преж­нем месте. К ней посте­пен­но внед­рят и новую уни­каль­ную систе­му обра­зо­ва­ния в России.

Какую систе­му выс­ше­го обра­зо­ва­ния пла­ни­ру­ют ввести

В Мино­бр­на­у­ке заяви­ли, что Болон­ская систе­ма — это уже “про­жи­тый этап”. Ей на сме­ну при­дет оте­че­ствен­ная “уни­каль­ная систе­ма”. Воз­врат к совет­ско­му фор­ма­ту обра­зо­ва­ния она не предусматривает.

Под новой систе­мой под­ра­зу­ме­ва­ет­ся воз­об­нов­ле­ние про­грамм спе­ци­а­ли­те­та. Одна­ко, это не озна­ча­ет отме­ну про­грамм бака­лаври­а­та и маги­стра­ту­ры. Они так­же про­дол­жат свое функ­ци­о­ни­ро­ва­ние, по ним тоже мож­но будет про­хо­дить обучение.

За воз­вра­ще­ние спе­ци­а­ли­те­та в вузы высту­пи­ли и ком­му­ни­сты. Они внес­ли зако­но­про­ект на рас­смот­ре­ние депу­та­та­ми Госу­дар­ствен­ной Думы. В рам­ках него пред­ло­же­но изме­нить ста­тью 11 ФЗ “Об обра­зо­ва­нии в РФ”. В част­но­сти, ком­му­ни­сты гово­рят о предо­став­ле­нии воз­мож­но­сти вузам уста­нав­ли­вать спе­ци­а­ли­тет по всем спе­ци­аль­но­стям и направ­ле­ни­ям подготовки.

В защи­ту сохра­не­ния обу­че­ния по Болон­ской схе­ме высту­пил заслу­жен­ный учи­тель РФ Евге­ний Ямбург. По мне­нию ака­де­ми­ка, плю­сом систе­мы явля­ет­ся ее гиб­кость. Если сту­дент, полу­чив­ший сте­пень бака­лав­ра, решил для себя, что не хочет зани­мать­ся имен­но тем, чему учил­ся, то в маги­стра­ту­ре он может полу­чить дру­гую спе­ци­аль­ность на базе полу­чен­ной ранее. Если сту­дент учил­ся на учи­те­ля началь­ных клас­сов, но по завер­ше­нии уче­бы решил стать управ­лен­цем, то он может полу­чить новую спе­ци­аль­ность в маги­стра­ту­ре — мене­джер в обра­зо­ва­нии. В таком слу­чае он смо­жет рабо­тать заву­чем или дирек­то­ром школы.

Несколь­ко фак­тов о Болон­ской системе

Болон­ская систе­ма была осно­ва­на в 1999 году в Евро­пе. Веду­щие евро­пей­ские стра­ны под­пи­са­ли Болон­скую декла­ра­цию. Соглас­но ей учеб­ные про­стран­ства госу­дарств объ­еди­ня­лись еди­ной кон­цеп­ци­ей обра­зо­ва­ния. Систе­ма охва­ты­ва­ет 48 стран-участниц.

В сен­тяб­ре 2003 года к дан­ной кон­цеп­ции при­со­еди­ни­лась и Рос­сия. До это­го в рос­сий­ских вузах обра­зо­ва­ние про­во­ди­лось толь­ко в рам­ках специалитета.

Соглас­но Болон­ско­му про­цес­су, выс­шее обра­зо­ва­ние теперь дели­лось на две сту­пе­ни: бака­лаври­ат и маги­стра­ту­ра. При­чем на раз­ных сту­пе­нях мож­но обу­чать­ся по раз­ным направлениям.

Дру­гим плю­сом систе­мы явля­лось обо­юд­ное при­зна­ние дипло­мов стра­на­ми, участ­ву­ю­щи­ми в Болон­ском про­цес­се. И воз­мож­ность ака­де­ми­че­ско­го обме­на меж­ду сту­ден­та­ми и преподавателями.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here