Еще одним ограничением со стороны Запада стало исключение ее представителей из Болонского процесса. Больше университеты и институты страны в Болонскую систему не входят. Чем это грозит российским студентам, как изменится порядок поступления в вузы в июне 2022 года.
Как произошел выход из Болонского процесса российских вузов
На расширенном заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре, посвященном вопросам развития системы высшего образования в Российской Федерации в современных условиях с заявлением выступил Дмитрий Афанасьев — заместитель руководителя Министерства образования и науки РФ. В ходе выступления Афанасьев подтвердил, что российские вузы были фактически исключены из Болонского процесса. Причиной такого жеста стал факт того, что руководители учебных заведений скрепили своими автографами обращение Российского союза ректоров о поддержке специальной операции на Украине.
Произошло данное событие 11 апреля, именно в тот день Болонская группа огласила свое решение о прекращении представительства Российской Федерации и Республики Беларусь во всех структурах Болонского процесса.
Кроме того, по мнению Афанасьева, режим четырехлетнего обучения в рамках бакалавриата оказался недостаточным для того, чтобы в полной мере усвоить знания, умения и компетенции. В отдельных вузах страны уже стали вводить пятилетний бакалавриат.
Причины выхода России из Болонской системы
Валерий Фальков, глава Министерства образования и науки РФ, объяснил удаление России из Болонского процесса новыми экономическими и политическими условиями, в которых оказалась страна на сегодняшний день. Кроме того, внедрение системы не позволило достичь определенных целей, касающихся качества образования.
По словам Фалькова, отечественная система высшего профессионального образования должна претерпеть изменения. как из-за новых реалий существования экономики страны, так и в связи с невозможностью достичь целей, поставленных изначально у истоков внедрения системы. Такой вывод был выявлен в ходе двадцатилетнего применения Болонской системы. В качестве примера был приведен факт поступления в магистратуру бакалавра, имеющего диплом по другой специальности, на совершенно другое направление. В итоге качество образования в стране снижается.
Однако, Фальков заверил, что коренного переворота в российской системе образования не будет. Сначала будет изучен весь накопленный за последнее время опыт. Затем будет задано основное направление, по которому будет проходить поэтапный переход к новой образовательной системе.
Что изменилось в правилах поступления в вузы после отказа от Болонского процесса
Как заявил Валерий Фальков, контрольные цифры приема в высшие учебные заведения а 2022 и 2023 годы уже распределены. Изменению они уже не подлежат.
Поэтому пока правила приема абитуриентов в российские вузы остаются прежними. Старая система обучения — четыре года бакалавриат и два года в магистратуре — остается на прежнем месте. К ней постепенно внедрят и новую уникальную систему образования в России.
Какую систему высшего образования планируют ввести
В Минобрнауке заявили, что Болонская система — это уже “прожитый этап”. Ей на смену придет отечественная “уникальная система”. Возврат к советскому формату образования она не предусматривает.
Под новой системой подразумевается возобновление программ специалитета. Однако, это не означает отмену программ бакалавриата и магистратуры. Они также продолжат свое функционирование, по ним тоже можно будет проходить обучение.
За возвращение специалитета в вузы выступили и коммунисты. Они внесли законопроект на рассмотрение депутатами Государственной Думы. В рамках него предложено изменить статью 11 ФЗ “Об образовании в РФ”. В частности, коммунисты говорят о предоставлении возможности вузам устанавливать специалитет по всем специальностям и направлениям подготовки.
В защиту сохранения обучения по Болонской схеме выступил заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург. По мнению академика, плюсом системы является ее гибкость. Если студент, получивший степень бакалавра, решил для себя, что не хочет заниматься именно тем, чему учился, то в магистратуре он может получить другую специальность на базе полученной ранее. Если студент учился на учителя начальных классов, но по завершении учебы решил стать управленцем, то он может получить новую специальность в магистратуре — менеджер в образовании. В таком случае он сможет работать завучем или директором школы.
Несколько фактов о Болонской системе
Болонская система была основана в 1999 году в Европе. Ведущие европейские страны подписали Болонскую декларацию. Согласно ей учебные пространства государств объединялись единой концепцией образования. Система охватывает 48 стран-участниц.
В сентябре 2003 года к данной концепции присоединилась и Россия. До этого в российских вузах образование проводилось только в рамках специалитета.
Согласно Болонскому процессу, высшее образование теперь делилось на две ступени: бакалавриат и магистратура. Причем на разных ступенях можно обучаться по разным направлениям.
Другим плюсом системы являлось обоюдное признание дипломов странами, участвующими в Болонском процессе. И возможность академического обмена между студентами и преподавателями.