Несмотря на санкции, российский экспорт выстоял, причём даже на Запад. Как пишет The Economist, ограничения не мешают бесперебойным поставкам нефти и газа, а скачок цен на энергоносители ещё больше увеличил доходы Москвы. В результате аналитики ожидают, что активное сальдо торгового баланса России в ближайшие месяцы достигнет рекордного уровня.
Через несколько дней после начала спецоперации на Украине сложилось впечатление, что российская финансовая система на грани краха: Запад ввёл ряд финансовых санкций, рубль рухнул, а граждане лихорадочно ринулись снимать наличные. Как пишет The Economist, тогда центральный банк повысил процентную ставку, ввёл контроль за движением капитала и влил ликвидность в банковскую систему, после чего часть бед прекратилась. И хотя часть российских валютных резервов по-прежнему заморожена, Москва зарабатывает примерно по миллиарду долларов в день на экспорте энергоресурсов.
Как продолжает издание, публиковать подробную ежемесячную торговую статистику Россия перестала, но чтобы понять, что происходит, сгодятся данные её торговых партнёров, а из них следует, что поскольку импорт сокращается, а экспорт остаётся на прежнем уровне, то у России наблюдается рекордный торговый профицит.
9 мая Китай сообщил, что его экспорт в Россию в апреле сократился по сравнению с прошлым годом более чем на четверть, а импорт, напротив, вырос более чем на 56%. Германия в марте сообщила о 62-процентном месячном падении экспорта в Россию, а её импорт упал на 3%. Сопоставив данные восьми крупнейших торговых партнёров России, журналисты издания пришли к выводу, что импорт с началом спецоперации на Украине упал примерно на 44%, тогда как экспорт вырос примерно на 8%.
Импорт сократился отчасти из-за санкций против российского центрального банка и отключения ряда кредиторов из сети быстрого межбанковского обмена сообщениями, в результате чего потребителям и фирмам стало сложнее приобретать западные товары. Элина Рыбакова из банковской ассоциации Институт международных финансов считает, что на первом этапе важным фактором оказалась законодательная неопределённость: западные фирмы не знали, какие российские банки попадут под санкции, а какие нет. Сказались и сбои в логистике, в том числе решения западных фирм приостановить поставки в Россию. Наконец, российский спрос на импорт подкосил ещё и первоначальный обвал рублёвого курса.
Издание отмечает: удивительно, но российский экспорт выстоял, причём даже на Запад. Санкции не мешают бесперебойным поставкам нефти и газа остальной части мира, а скачок цен на энергоносители ещё больше увеличил доходы. В результате аналитики ожидают, что активное сальдо торгового баланса России в ближайшие месяцы достигнет рекордного уровня.
Институт международных финансов считает, что в 2022 году положительное сальдо счёта текущих операций, куда входит торговля и часть финансовых потоков, составит до $250 млрд (15% прошлогоднего ВВП) и более чем вдвое превысит уровень 2021 года, равный $120 млрд.
Примечательно, что это "Экономист".
Но это все краткосрочная перспектива. США конечно потерпели не меньшую неудачу с экономическим блицкригом против России нежели те, кто у нас ожидал ремейка Крымского сценария в 2022-м году.
Соответственно, экономическая война перешла в затяжную позиционную фазу, где расчет США строится на том, что в долгосрочной перспективе санкции все же смогут принести желаемый эффект и вызовут протесты, которые сметут текущий политический режим в России. РФ в свою очередь рассчитывает, что последствия экономической войны приведут к тому, что Европа надломится раньше и уже в Европе протесты сметут часть проамериканских режимов в Европе плюс в США демократы уже осенью потерпят поражение на Промежуточных выборах и США не смогут поддерживать текущую интенсивность экономического конфликта. Ввиду этого, стороны находятся в режиме ожидания неизбежных последствий экономической войны, рассчитывая, что противнику будет больнее.
Само собой, уровень жизни будет снижаться и в России, и в ЕС, и в США (про Украину и вовсе говорить не приходится, там полет до уровня тотального экономического дна и удар об это дно еще впереди) и стороны будут предпринимать серьезные усилия для того, чтобы это было именно медленное снижение, а не обвал. Как показывает ситуация, в худшем положение оказалась Европа из-за зависимости от российских энергоносителей, что уже привело к серьезным последствиям как для экономики в целом, так и для населения в частности.
Хватит ли населению Европы объяснений, что во всем виноват Путин и это "путинское повышение цен", далеко не факт. У нас население в текущих условиях опасается скорее не ожидаемого снижения уровня жизни в связи с конфликтом с Западом, а того, что текущие элиты политически этот конфликт не вывезут. Отсюда и панические атаки по поводу переговоров с Украиной.
Но это все пока что на короткой дистанции. Через несколько месяцев, по мере дальнейшей рутинизации боевых действий как таковых, экономические факторы начнут вытеснять политические, как это уже происходит в США, где война на Украине в сознании многих американцев уже успела уйти на второй план, уступив место вопросам инфляции, безработицы и роста цен. Россия, вслед за Европой, также вряд ли сможет избежать подобного перехода при дальнейшем затягивании кампании на Украине. И просто списывать все на то, что "у нас население привычное, перетерпит", было бы излишне оптимистичным подходом. В условиях глобального шторма, требуется нечто большее.
Впрочем. никто и не обещал, что крах старого миропорядка будет легким и безболезненным. Задача РФ — пережить период катастрофы старого миропорядка и застолбить свое место в новом. Не удержав экономическую ситуацию в долгосрочной перспективе, достигнуть стратегических целей вряд ли получится. На короткой дистанции РФ справилась — впереди марафон.