Судебный процесс вокруг активов Petropavlovsk PLC вызывает пристальный интерес российских СМИ. Особую значимость он приобрел в контексте международного экономического кризиса: в сложившейся ситуации исключительно важным представляется демонстрация эффективности работы механизма современной судебной системы в вопросе защиты ключевых для стабильности государственной экономики предприятий от неправомерного давления и вмешательства в их работу. Кроме того, данный процесс способен обогатить судебную практику прецедентными трактовками ключевых экономико-правовых вопросов: таких как, например, границы применения обеспечительных мер.
Одна из крупнейших золотодобывающих компаний России Petropavlovsk PLC во втором полугодии 2020 г. стала ареной корпоративного спора основных акционеров. Иски Сергея Ермоленко и Алексея Масловского, топ-менеджеров принадлежащей Petropavlovsk PLC компании АО «Покровский рудник» и нескольких других дочерних компаний, рассматривает Арбитражный суд Амурской области.
Формальной причиной для иска стала смена в августе 2020 года руководства Petropavlovsk PLC. После этого все действия Ермоленко и Масловского эксперты оценивали как попытки не допустить изменения состава менеджмента дочерних компаний, чье руководство, по словам участников процесса, саботирует решения избранного Совета директоров Petropavlovsk PLC. Предположительно целью подобных действий является попытка помешать новому руководству компании провести проверку добросовестности деятельности предшественников, подозреваемых в причинении убытков компаниям группы.
Важно отметить, что, хотя Petropavlovsk PLC в данный момент можно отнести к достаточно прибыльным, устойчивым и перспективным компаниям страны, по ряду ключевых показателей эффективности она значительно отстает от своих конкурентов по отрасли. Компания наращивает объемы добычи и продаж золота, в то время как себестоимость производства у нее практически вдвое выше, чем у золотодобывающей компании «Полюс» – 800 долларов за унцию против 394 долларов за унцию. Это, по мнению Совета директоров компании, может быть результатом ошибок менеджмента и «сомнительных сделок», которые за предшествующий 3-летний период будут расследованы по инициативе Совета.
25 июня 2020 года компания вышла на Московскую биржу, ее акции оценены как наиболее надежные. В этом кризисном году цена золота стремительно росла (за первое полугодие на треть), и в начале августа достигла исторического пика в 2037,05 долларов за унцию, прогнозируется дальнейший рост. С учетом падения цен на нефть и газ золотодобывающие компании приобрели особо важное значение для российской экономики. В этой связи действия против руководства ключевой на рынке компании приобретают федеральное значение.
Важнейшим вопросом становится правовая оценка: не носят ли действия Ермоленко и Масловского, которые являются членами совета директоров АО «Покровский рудник» и ряда других российских дочерних компаний, но не их акционерами, недобросовестный характер. Предположительно, ими поданы заведомо необоснованные иски и заявления о принятии обеспечительных мер, что можно рассматривать как попытку воспрепятствовать Petropavlovsk PLC осуществлять права акционера и участника российских дочерних компаний.
В частности, в судебных заседаниях 29 октября и 5 ноября в отношении ООО «Маломырский рудник», ООО Капстрой, ООО Тэми, ООО Транзит и ООО НПГФ «Регис» и представителями компаний и представителем самого Ермоленко было подтверждено, что в данных делах поданы иски об оспаривании несуществующих корпоративных решений и действий.
В ходатайстве Ермоленко указал на корпоративный конфликт в группе. По его версии, новый Совет директоров головной компании Petropavlovsk PLC попытается незаконно заменить совет и гендиректора АО «Покровский рудник».
Petropavlovsk PLC и Эпонимоско Лимитед, являющиеся основными акционерами этой компании, считают, что речь идет о неправомерном вмешательстве в хозяйственную деятельность АО «Покровский рудник». Обеспечительные меры выходят за пределы заявленного спора и не соразмерны потенциальным требованиям Ермоленко.
Важно отметить, что обеспечительные меры в виде запрета вносить изменения в учредительные документы, составляющие основу иска Ермоленко, крайне ограничивают возможности нормальной работы компании, что повышает риски значительных убытков.
Эксперты считают, что подобные обеспечительные меры ограничивают права акционеров на осуществление корпоративных прав в отношении принадлежащего им актива и очевидно чрезмерна. По российскому корпоративному законодательству внесение изменений в устав общества и прекращение полномочий членов Совета директоров относятся к компетенции общего собрания акционеров.
В этой связи только акционер, в виду своей материальной заинтересованности в эффективной деятельности компании, имеет право на обжалование. Ни члены совета директоров, ни гендиректор не имеют возможности оказать влияние на результаты голосования. Правила корпоративного управления направлены на защиту акционеров от менеджмента, а не наоборот.
Данный факт придает делу Petropavlovsk PLC исключительно важное прецедентное значение. Суд способен позволить директору в порядке обеспечительных мер добиться фактического (через запрет регистрационных действий) запрета акционерам проводить общее собрание по вопросу своего переизбрания и внесения изменений в устав. Такое решение грозит кардинальным образом повлиять на корпоративную практику в нашей стране, дестабилизация которой, вероятно, негативно скажется на инвестиционном климате.
Ермоленко ранее занимал должность гендиректора АО «УК «Петропавловск», входит в Совет директоров ряда других дочерних компаний группы — ООО «Албынский рудник», ООО «Маломырский рудник», но не владеет долями или акциями в них. Тем не менее в начале октября суд удовлетворил его заявления об обспечительных мерах. Такое решение вызвало у экспертов сильное удивление не только в силу противоречия ожидаемому юристами вердикту, но и ввиду своей редкости в целом. В среднем арбитражные суды удовлетворяют примерно лишь каждый пять подобный иск (в 2017 году удовлетворено 23%, в 2018 году – 16%, а в 2019 году – меньше 20%). Этот факт заставляет уделить анализу акта суда особенное внимание.
13 октября Petropavlovsk PLC добился частичной отмены обеспечительных мер в отношении дочерних компаний. Несмотря на примерно одинаковую аргументацию сторон и ситуацию в компаниях, оно оказалось разным для участников споров. По двум делам, с участием «Покровского рудника» и «Маломырского рудника» Petropavlovsk PLC удалось добиться отмены обеспечительных мер, по двум другим спорам суд решил их сохранить.
Интерпретации экспертов столь противоречивого решения суда будет посвящен следующий материал РАПСИ.