В России в 1992 году принят закон № 2300-1 «О защите прав потребителей», в котором четко обозначены критерии годности всех товаров, возможность возврата или обмена просроченной продукции и наказания за торговлю такими товарами.
Как устанавливается срок годности товаров
Период использования товара по его назначению называется сроком годности. Он устанавливается производителями на такие виды продукции:
- лекарства;
- продукты питания;
- продукция парфюмерно-косметического назначения;
- бытовая химия и подобные товары.
Торговые сети и аптеки не имеют права продавать просроченную продукцию.
Порядок действий покупателя при покупке просроченного товара
Если покупатель приобрел просроченный продукт, он имеет право немедленно вернуть его в магазин. При этом не обязательно предъявлять чек.
Право потребителя может подкрепить:
- банковская выписка (если товар оплачивался картой);
- свидетели;
- видеозаписи с камер наблюдения в торговой точке.
Если продавец отказывается принять просроченный товар, то действия покупателя могут быть такими:
- нужно сделать соответствующую запись в книге жалоб и указать свои контакты;
- подать заявление в Роспотребнадзор (лично или оставить на официальном сайте);
- если не получается разрешить конфликт мирным путем, можно обратиться в суд.
Новые возможности реализации просроченных товаров
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды внес на рассмотрение законопроект об использовании просроченных продуктов: их можно успешно перерабатывать в корма и удобрения.
Основные положения законопроекта заключаются в следующем:
- просроченные и опасные продукты сегодня выгружаются на мусорных полигонах и не подвергаются вторичной переработке;
- происходит регулярное загрязнение природы и создается опасность распространения инфекций;
- не решена проблема эффективной утилизации;
- просто передать просроченные продукты на фермы для корма животным или раздать малоимущим по законам сегодняшнего дня нельзя;
- на полигоны попадает ежегодно около 700 тыс. т продуктов;
- предлагается организовать переработку за счет потребителей конечного продукта (кормов или удобрений);
- необходимо ввести стимулирующие меры для магазинов, чтобы они были заинтересованы в передаче просроченной продукции на переработку (например, налоговые льготы);
- предлагается использовать богатый опыт других стран в этом вопросе (во многих странах в конце срока реализации продукты продаются со скидкой 99%).
Проект будет в ближайшее время рассмотрен заинтересованными ведомствами – Министерствами природы, сельского хозяйства и промышленной торговли.