В ближайшее время будет принят документ об ограничении скорости так называемых средств индивидуальной мобильности (сокращённо СИМ). На транспортные средства, столь любимые многими в тёплое время года, установят специальные аппараты слежения. Кроме того, по новым требованиям все объекты необходимо обеспечить световозвращателями. Ответственным ведомством назначен Минпромторг.
Данный ГОСТ будет являться первым официальным документом, благодаря которому можно будет сертифицировать упомянутые т/с. ГИБДД уже несколько лет настаивает на этом. Сотрудники ГАИ аргументируют свою позицию тем, что в наши дни нет даже минимальных правил езды на данном транспорте. После введения нового регламента все СИМ будут аттестованы, подвергнуты испытаниям, проверены на прочность и оснащённость необходимой системой торможения.
На самом деле правила существуют, но только для пешеходов. А технические особенности СИМ позволяют их хозяевам передвигаться со скоростью, подчас равной автомобильной. При подобных скоростях им не место на тротуарах, однако, все СИМ всё равно по ним ездят. Но, получается, и на трассе им не место, поскольку формально владельцы СИМ – это пешеходы. Этот правовой пробел следует устранить, считают специалисты.
Однако большинство работников ДПС полагают, что если у данных транспортных средств мощность мотора больше 0,25 кВт, значит это мопеды. Следовательно, чтобы управлять данной техникой, требуются права, как минимум, категории «М». Передвигаться на мопедах разрешается с любой открытой категорией в документе. Но если мощность мотора на упомянутых т/с составляет более 4 кВт, значит средства относятся уже к мотоциклам. В судебной практике данная точка зрения поддерживается. Но возникает вопрос: каким образом определить мощность гироскутера или э/самоката, если сами владельцы не обязаны контролировать этот технический аспект?
Эту проблему поможет решить сертификация техники. В обязательной маркировке транспортных средств необходимо будет указывать: изготовителя, тип средства, наибольшую скорость, дату изготовления, мощность, наибольшую массу.
К тому же, в новом документе предусматривается ограничение наибольшей скорости СИМ ещё на стадии выхода в обращение – 25 км/ч. На транспортных средствах должна присутствовать система спутникового контроля. Это необходимо для снижения скорости на пешеходных участках в принудительном автоматическом порядке до 5-10 км/ч. Всё это используется ныне на технике кикшеринговых организаций.
Правда, существуют сомнения, что заставить иностранных изготовителей гироскутеров выполнять данные правила не получится. Если это сделать не удастся, указанного транспорта просто не будет на отечественном рынке.
Ещё одним правилом будет способность запуска мотора при помощи не менее двух различных операций. Нынче встал на гироскутер, нажал на «газ» и вперёд. Но вскоре после клавиши «газ» придётся нажимать что-то дополнительно, чтобы поехать. Это усилит контрольные возможности за техникой.
Но кроме сертификации упомянутых транспортных средств, следует разработать и правила их применения. Сотрудниками Минтранса был составлен специальный проект нововведений в ПДД. В особенности предусмотрено ограничение максимальной скорости гироскутеров до 25 км/ч. К тому же, устанавливается способность езды на указанных транспортных средствах в зависимости от массы агрегатов. Электросамокатам, вес которых составляет более 35 килограммов, рекомендуется запретить езду по тротуарам. Кроме того, сотрудники ведомства советуют не допускать граждан моложе 14 лет к управлению данной техникой.
Однако, принять указанные нововведения до сих пор не представлялось возможным. Оказывается, по итогам административной реформы ПДД попали в перечень тех нормативных актов, которые не разрешается менять. Существует возможность лишь полностью переделать документ (предыдущий при этом больше не будет действовать). Чтобы составить нововведения, Минтрансу потребовалось целых 3 года. Сколько понадобится времени для того, чтобы поправки начали действовать, неизвестно. Точных сроков пока никто не может назвать.