Депутаты внесли на рассмотрение правительства проект закона о порядке дистанционного образования. В России до 2024 года должен быть реализован национальный проект «Образование». Его составной частью является федеральная программа «Цифровая образовательная среда». На эти программы выделено около 800 млрд руб. Основная цель – вывести российское образование на высокий международный уровень и войти в десятку ведущих стран в этой области.
Основные принципы дистанционного обучения
Пандемия коронавируса вынудила власти большинства регионов России перевести школы и высшие учебные заведения на режим дистанционного обучения. Соответствующие приказы были изданы Министерством образования и региональными муниципальными властями.
Возможность получать образование дистанционно заложена в ФЗ «Об образовании». Такое право давалось школьникам, которые могли учиться на дому и сдавать экзамены на аттестат об окончании средней школы.
Дистанционное обучение организуется таким образом:
- учащиеся не посещают учебное заведение, общение с педагогом осуществляется через интернет;
- педагоги полностью контролируют процесс обучения, подбирают программы и задания;
- подготовка преподавателей к дистанционной работе ложится на учебное заведение;
- учебное заведение обеспечивает техническую возможность проведения занятий через интернет;
- идентификацию учащегося проводит учебное заведение;
- все уроки проходят в режиме онлайн.
В период эпидемии такой режим был принят для сохранения здоровья учащихся и педагогов. После завершения карантина, в случае одобрения нового закона, этот режим может применяться в соответствии с ним.
Как технически организовано дистанционное обучение
В программу национального проекта «Образование» входит платформа «Российская электронная школа». Она позволяет учить детей по государственной программе как в учебном заведении, так и дома. Система включает в себя видеоуроки, проверочные тесты, виртуальные лаборатории с реактивами и пробирками, библиотеки, музеи, театры.
Для доступа применяется пароль, который назначается во время регистрации. Каждый учащийся может создать личный кабинет, где будут сохраняться необходимые учебные материалы, выполненные задания и другая необходимая информация.
Положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения
Дистанционное обучение имеет такие плюсы:
- возможность доступа из любого населенного пункта;
- обеспечена гибкая система обучения;
- оперативная проверка заданий, индивидуальный темп усвоения материала;
- исключает социальное неравенство учащихся.
Минусы:
- недостаточный контроль со стороны учебного заведения;
- нет реальных практических занятий в лабораториях и мастерских;
- обязательное наличие компьютера и доступа в интернет;
- нет живого общения между учащимися и педагогом;
- проверка знаний носит поверхностный характер;
- учащиеся утрачивают навык речевого общения.
В случае принятия нового закона о дистанционном образовании, потребуется внести значительные изменения в нормативы и методики обучения в средних и высших учебных заведениях, чтобы сгладить недостатки и увеличить эффективность такой формы обучения.