Роспотребнадзор до 1 сентября 2019 года разработает новые правила для пользования мобильными телефонами в школах, заявила глава ведомства Анна Попова на заседании Совета при Президенте РФ по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей.
Законодательные новшества
Призыв не использовать мобильные телефоны в школах прозвучал на заседании Совета при Президенте по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Поддержку и одобрение этому оказали Совет Федерации, Министерство просвещения РФ, Роспотребнадзор. В Правительстве уверены, что запретительная мера, вводимая уже с этого нового учебного года, даст положительный результат.
По итогам заседания создана соответствующая рабочая группа. В течение месяца она разработает основные механизмы по внедрению в жизнь законодательной инициативы. Документы будут учитывать выводы ведущих научных институтов страны по влиянию мобильных гаджетов на физиологию детей.
Нововведение, скорее всего, коснется всех учащихся без исключения. Получать знания, не отвлекаясь на смартфоны, будут и младшеклассники, и выпускники школ.
Аргументы, повлиявшие на решение
Сторонники принятого решения отмечают тревожные симптомы у подрастающего поколения:
- большинство детей не умеют в реальной жизни обходиться без гаджетов. У них формируется клиповое мышление, они воспринимают поступающую информацию не как единое целое, а отрывочно;
- на уроках телефоны отвлекают учащихся от учебного процесса;
- на переменах дети утыкаются в смартфоны. Они разучились отдыхать от уроков, общаться друг с другом, играть в подвижные игры;
- электронные устройства и недостаток физического движения отражаются на детском здоровье;
- смартфоны и прочие устройства усугубляют социальное напряжение между учениками. Нередки случаи, когда ребенок с дорогим новым айфоном вызывает у других зависть и злобу.
Что по поводу телефонов в школьных учебных учреждениях сообщила Валентина Матвиенко?
В четверг, 4 числа, Валентина Матвиенко сообщила — в школьных учреждения «нет условий» для того, чтобы хранить мобильные телефоны. В качестве примера она озвучила ситуацию, связанную с дорогим мобильным устройством. Если он пропадет в стенах учебного заведения, директор попросту на себя «такую ответственность» брать не будет.
Помимо потенциальной утери телефона, Валентина Матвиенко также обратила внимание присутствующих на так называемые этические нормы. Представительница власти считает, что ребенок, в руках которого смартфон, полноценно учиться не будет. В разных странах на гаджеты дети реагируют по-разному.
Реакция на слова вице-спикера, и планируют ли ввести запрет на гаджеты с 1 сентября?
Анна Попова, руководитель Роспотребнадзора, уже отреагировала на заявление Валентины Матвиенко. Она сообщила — вопрос, связанный с использованием телефонов в школах, нужно прорабатывать. Запланирован сбор специальной рабочей группы. Она, в свою очередь, будет оперативно работать.
Дело в том, что учебный год в России начинается с 1 сентября. До наступления этого периода нужно решить все вопросы, касающиеся современных гаджетов. Кстати, идею Анны Поповой о подключении к процессу рабочей группы активно поддержали в Рособрнадзоре и Российской академии образования. Руководитель ведомства подчеркнула следующее:
«Вместе отработаем и через месяц будем готовы принять решение».
Валентина Матвиенко ознакомилась со сроками, озвученными главой Рособрнадзора, и еще раз отметила, что проработать озвученные ею проблемы нужно до начала очередного учебного года. Пока неизвестно, будет ли внедрен полный запрет на мобильные телефоны. Журналисты предоставят всю информацию о результатах рабочей группы позже.
Опасения противников решения
У идеи о запрете телефонов есть очевидные минусы. Основные из них обсуждались при принятии решения. Готовящиеся документы должны учесть следующие моменты:
- прогресс в виде развивающихся IT-технологий остановить невозможно. Продуктивнее найти рациональные подходы к применению гаджетов в школьном учебном процессе. Например, правильно выстроить взаимодействие учителя с учениками во время занятий и перемен, локально ограничить применение устройств на уроках;
- необходимо создать в школе систему хранения гаджетов, определить, кто будет их собирать перед началом занятий, хранить в закрытом помещении, выдавать детям после уроков, отвечать за целостность и сохранность гаджетов. Директора школ и учителя пока не готовы к такой ответственности;
- потребуется изменить много законодательных актов и нормативных документов, обеспечивающих право доступа к информации.
До начала очередного учебного года осталось не так уж и много времени. Скоро общество узнает, какие новые правила появятся в жизни миллионов юных россиян.
Что говорят исследования этого вопроса?
Во многих странах проводились исследования вопроса влияния мобильного телефона на успеваемость ученика.
Основные выводы исследований примерно одинаковы:
Дети, у которых есть мобильные телефоны, показывают худшие результаты по математике и чтению (исследования проводились в других странах, поэтому именно «чтение» было выделено, как предмет, по которому успеваемость зависела от наличия мобильного телефона).
На успеваемость по этим предметам влияет так же, наличие в доме телевизора и компьютера. Дети, проводящие длительное время за просмотром телепередач или компьютерными играми показывали результаты хуже по этим предметам.
Такие выводы сделал Центр образовательных исследований Ирландии (ERC), в котором приняли участие 8000 учеников начальных классов.
Однако, в то время как исследование показало, что длительные периоды неконтролируемого использования Интернета, просмотра телевизора или компьютерных игр оказали негативное влияние, оно также установило, что дети, которые имели доступ к широкополосной связи, работали лучше, чем те, кто этого не делал!
Было выявлено, что зависимость между успеваемостью и наличием разных гаджетов тем выше, чем младше ученик. В старших классах эта зависимость уменьшается.