Сотрудница белорусской компании «Ассомедика» собирает маски для аппарата ИВЛ
В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 и осложнениями дыхательной системы, которые она вызывает, во всем мире наращивают производство аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ).
Правительство России уже выделило 7,5 миллиарда рублей на закупку этого оборудования. Одним из предприятий, которое занимается производством такой медтехники, является Уральский приборостроительный завод в Екатеринбурге. Сотрудник этого предприятия на условиях анонимности рассказал Настоящему Времени, что готовой продукции сейчас нет. Все будут производить под заказ.
Сейчас предприятие в сутки может выпускать около 10 аппаратов ИВЛ, но пока они только расширяют производственные мощности. В планах – увеличить производство в десятки раз. Но к какому сроку – не пояснили.
На сайте госзакупок только в марте были размещены более 160 заявок на аппараты ИВЛ. В один только Краснодарский край хотят закупить оборудования на 94 миллиона рублей. Сроки таких контрактов могут составить от трех до пяти месяцев после получения оплаты.
Заместитель генерального директора международной антикоррупционной организации «Transparency International – Россия» Илья Шуманов в эфире программы «Вечер» рассказал Настоящему Времени, какие именно предприятия в России занимаются производством аппаратов ИВЛ и почему, проанализировав закупки, аналитики посчитали, что в них присутствуют признаки картельного сговора.
– Скажите, что с производством аппаратов искусственной вентиляции легких в России, насколько они покрывают потребности?
– На самом деле в России три-четыре крупных производства аппаратов искусственной вентиляции легких, в частности три завода сосредоточены в Екатеринбурге, на Урале. Два из трех уральских заводов входят в госкорпорацию «Ростех». Это Уральский оптико-механический завод и Уральский приборостроительный завод. Один входит в холдинг «Швабе», другой – в компании КРЭТ и «Ростех». По сути и по содержанию они являются ключевыми поставщиками на российский рынок именно российского импортозамещенного оборудования, [в частности] аппаратов искусственной вентиляции легких.
Качество этого оборудования, по словам моих собеседников на рынке медицинского оборудования, оставляет желать лучшего, потому что это оборудование собрано в том числе из старых запчастей, которые производятся в Китае или в Тайване. И значительная часть этого оборудования – это лего из китайских комплектующих запасных частей.
И если мы говорим про цену, то цена, соответственно, как мы понимаем из китайских комплектующих, не сильно дорогая, она достаточно сильно отличается от европейской цены. По крайней мере, до недавнего времени отличалась.
Сейчас мы видим, что цена на это оборудование опять скаканула вверх именно в силу того, что сейчас в России есть острая необходимость этого оборудования. Надо понимать, что завод, который производит аппараты искусственной вентиляции легких, может производить пять-семь аппаратов в день. Мы должны понимать, что в условиях текущих заключений договоров речь идет о поставках с отсрочкой в 150 дней.
– Если вы говорите, [что производят] пять-семь [аппаратов] в день, например, берем по максимуму: семь, четыре предприятия – то есть 28 аппаратов в день может производить Россия?
– Да, примерно. Если мы увеличим до 50, то тот дефицит, который на текущий момент есть в России – а именно 12 тысяч аппаратов искусственной вентиляции легких, – мы понимаем, что мы будем покрывать несколько лет в таком режиме. Это все усугубляется тем, что единственным поставщиком по закупке этих аппаратов искусственной вентиляции легких назначено предприятие «Ростеха» – один из заводов. И, как мне кажется, это не ведет к сокращению дефицита. На рынке есть еще иностранное оборудование, оно стоит несколько дороже.
Но, как мы понимаем, постановление Мишустина фиксирует единственного поставщика, который должен поставлять по чрезвычайной ситуации это оборудование. Как мне кажется, в этом находится ключевое звено проблемы – то, что будет поставляться исключительно российское оборудование. И, во-вторых, что единственный поставщик выбран – и этим поставщиком является государственная корпорация «Ростехнологии».
По материалам: www.currenttime.tv