«Это не мученичество, а терроризм». Священник – о призывах целовать иконы во времена коронавируса

"Это не мученичество, а терроризм". Священник – о призывах целовать иконы во времена коронавируса

Не только светская, но и религиозная жизнь в мире сильно меняется из-за эпидемии коронавируса. Храмы в Италии, Греции, Польше, Германии закрыты. Папа римский Франциск из-за коронавируса обратился с воскресной проповедью при помощи онлайн-трансляции.

В Украине православная церковь ввела ограничительные меры: священникам и прихожанам рекомендуют меньше целоваться во время приветствия, а также воздержаться от целования икон. Глава православной церкви Болгарии заявил, что подчиненные ему священники будут продолжать службы, особенно в преддверии Пасхи, так как это «является ключевым аспектом духовной и физической помощи прихожанам».

Русская православная церковь рекомендовала священникам больше не протягивать прихожанам для поцелуев кресты, чаши для причастия и руки, хотя ограничивать доступ в храмы пока не собирается.

Архимандрит Кирилл Говорун, профессор университета Лойола Мэримаунт в Лос-Анджелесе, в эфире программы «Вечер» рассказал, как религия реагирует на распространение коронавируса, можно ли в таких условиях проводить службы и причащаться на Пасху или нет.

— Как религия во всем мире реагирует на нынешнюю пандемию?

— Во всем мире религия реагирует по-разному. В каждой религиозной традиции есть вера и есть суеверия. И этот кризис, связанный с пандемией, проявил и то, и другое. Из разных религий мы слышим советы, которые по-другому, как суеверия, расценить невозможно. Например, в буддизме, некоторые буддистские монахи в Мьянме советуют для того, чтобы исцелиться от коронавируса, есть лаймы и косточки от пальмового дерева. Где-то, например в Индии, местные суеверы советуют чуть ли не пить мочу от коровы, которая является священным животным в Индии. А шииты лижут ограды своих святынь.

В каждой религии есть какие-то свои суеверия, но в каждой религии также раздаются здоровые голоса, голоса настоящей, не суеверной веры, которые говорят, что нужно всем быть очень осторожными и избегать этих всех суеверий, которые могут привести к дальнейшему распространению вируса.

— Давайте поговорим о православии. Как должны бы, по вашему мнению, реагировать на нынешние вызовы ответственные служители?

 

— Собственно говоря, эта реакция уже произошла, и мы слышали голоса практически от всех церквей. Каждая из церквей в православии, как вы знаете, – это церкви не централизованные, как в католичестве, например. В католической церкви папа римский сделал заявление, призвал к соблюдению какого-то порядка – и все следуют этому призыву. В православной церкви автокефальные церкви сами по себе, они сами принимают для себя решения.

В общем-то, есть некий общий знаменатель у всех этих решений, который достаточно разумен и который призывает всех верующих избегать прямых контактов, соблюдать социальную дистанцию. Некоторые поместные церкви даже закрыли свои храмы, как, например, Вселенский патриархат принял решение закрыть свои храмы.

— То есть допустима, условно, служба онлайн?

— Да, она практикуется сейчас. В общем-то, рекомендовано к такому режиму перевести. Многие переходят сейчас в такой режим, что служба совершается в храме, но совершается только священнослужителями, то есть с минимальным присутствием людей, с максимальной социальной дистанцией, и эти службы транслируются онлайн.

Возможна также и другая форма, когда службы могут переходить на дом. То есть из публичных помещений, каковыми являются храмы, в приватные помещения, в домашние условия.

— Пасха близится, важное для верующих причастие. И помимо этого еще всевозможные исповеди, крестины – что с этим всем делать?

— Это очень сложно. Потому что православие особенно – это религия многочисленных физических контактов. Мы любим, почитаем иконы, мы целуем иконы, мы целуем кресты. И у нас очень много, в общем-то, и в других религиях это есть, но в православии много возможностей для соприкосновения с вирусом. И все это каталогизировать и издать предписания, чего делать, а чего не делать, очень сложно, потому что много всего.

Поэтому здесь приходится надеяться на здравый смысл, на разум людей и говорить об общих принципах: избегайте максимально этих контактов с поверхностями, которые могут переносить вирусы.

— Как вы оцениваете действия тех священников, которые несмотря на все это призывают приходить в церкви, целовать иконы, говорят, что бог вас от всего спасет, бога нужно бояться больше, чем вируса?

— Я отношусь к таким заявления не просто как к безответственным, а как к преступным заявлениям. Потому что эти священники мало того, что подвергают опасности свою жизнь и жизнь своих близких, подвергают [опасности] жизнь очень многих людей. Некоторые даже сейчас говорят о мученичестве, мол, идите в церковь, поцелуйте икону и примите мученический венец. Но это не мученичество, это можно назвать терроризмом, если хотите. Мученики от террористов отличаются тем, что мученики подвергают опасности свою жизнь, а террористы – жизнь других людей. В данном случае мы имеем дело с людьми, призывающими к таким действиям, которые подвергают опасности жизни других людей.

— Главы церквей как должны на это реагировать? И почему мы не видим такой яркой реакции?

— Главы церквей высказываются по этому поводу, они издают предписания, как себя вести. Но пресечений в отношении священнослужителей, которые нарушают решения самих церквей, мы пока что не видим. Посмотрим, может быть, они последуют.

— В комментариях на фейсбуке задают вам вопрос: причащаться на Пасху или нет?

— Если соблюдать меры предосторожности, которые описаны в том числе в церковных распоряжениях, то можно – с максимальной осторожностью.

По материалам: www.currenttime.tv

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here