Самостоятельное написание итогового сочинения — одно из двух главных требований к работе, и его невыполнение приводит к тому, что ученик получает «незачёт». Есть несколько критериев оценки сочинения (изложения), и нужно учитывать, что эксперт приступает к прочтению работы только в том случае, если оно прошла первоочерёдный этап: проверку на количество и слов и плагиат.
Проверка итогового сочинения на плагиат
Буквально 4 декабря 2019 года российские старшеклассники получили возможность написать итоговое сочинение, по результатам которого они получат допуск к Единому государственному экзамену. В первую очередь, проверка работы начинается с подсчёта слов: их должно быть не менее двухсот пятидесяти. При этом считаются все слова — и служебные части речи в том числе. Если в сочинении менее обозначенного количества слов (двести пятьдесят), то выпускник получает «незачёт» за невыполнение одного из главных требований.
Требование номер два — самостоятельное написание итогового сочинения, и именно с этим пунктом связано немало трудностей у тех выпускников, которые хотят работу списать. Следует учитывать, что подобное недопустимо: в сочинении не может быть ни единого фрагмента из другого источника (кроме цитат). Нельзя брать предложения и абзацы из работ других участников экзамена и любого текста, который уже существует либо в бумажном, либо в электронном виде.
Зачем итоговое сочинение проверяют на плагиат
Проверку работ учеников на плагиат осуществляет технический специалист: проводится она с помощью специализированных программ, которые определяют заимствование фрагментов текста (или всего текста целиком) из других источников.
Так называемые «несамостоятельные» сочинения делятся на различные типы. Работы могут быть списаны из различных источников частично, либо целиком. В практике проверки сочинений были случаи, когда выпускники полностью копировали чужой текст, сопровождая его в конце несколькими предложениями самостоятельных выводов. Разумеется, такая работа засчитана не будет, а ученик получит «незачёт».
Чаще всего выпускники списывают из источников фрагменты, однако скрыть это от опытного глаза проверяющего не удаётся. В первую очередь причиной выступает наличие ошибок и отличие стилистики списанного текста от самостоятельно написанного. Для определения плагиата в таки случаях даже не нужна проверка с помощью специальной программы — хотя её всё равно проводят.
Типы плагиата в итоговом сочинении
Существует несколько типов плагиата, который встречается в итоговых сочинениях учеников: списывание из источника целиком или фрагментарно и пересказ источника. Последний встречается в работах выпускников нередко, поскольку написать сочинение, пересказав уже имеющийся связный текст, намного проще.
Происходит пересказ источника в тех случаях, когда ученик занимается списыванием с попыткой сделать текст уникальным и отчасти авторским. Это может быть сокращение первоисточника или его пересказ, максимально приближенный по стилистике или по смыслу.
Есть также особенный вид плагиата: компиляция из чужих текстов. Происходит это в том случае, если школьник просто излагает результаты чужих рассуждений «своими словами», не добавляя в работу абсолютно ничего нового. Изредка выпускники берут отрывки из разных источников и соединяют их в цельный текст — но и это является плагиатом.
Критерии оценки итогового сочинения
Когда работа ученика проходит две основные проверки на соответствие требованиям, сочинение начинают оценивать по заданным критериям.
В первую очередь, проверяющий должен убедиться, что написанный текст соответствует теме. Перед учениками стоит задача не отклоняться от заданного курса, и не упоминать о предмете обсуждения в двух словах, посвятив всю оставшуюся работу описания посторонних событий, размышлений и явлений. Тема должна быть раскрыта полностью.
Второй важный критерий оценки — аргументация с помощью привлечения литературного материала. С некоторых пор выпускники могут использовать в своих сочинениях примеры из любого литературного произведения, и это несколько облегчает задачу.
Третий критерий: работа должна быть целостной, как и композиция сочинения, а также в сочинении обязана присутствовать логика рассуждения.
Качество самой письменной речи и грамотность играют немаловажную роль. Работа считается грамотно написанной, если на сто слов приходится не более пяти ошибок.
Выполнить все требования к написанию работы несложно: главное, чтобы выпускник понимал тему, которую выбрал для написания, и мог грамотно и логически аргументировать собственную точку зрения.