Направленный микрофон и фальшивая базовая станция: как нас прослушивают?

Направленный микрофон и фальшивая базовая станция: как нас прослушивают?

Вы когда-нибудь находили в своем телефоне приложения, которые никогда не устанавливали? Или замечали, что гаджет слишком быстро разряжается, даже если вы подолгу им не пользуетесь? А, может, ваш смартфон умеет самопроизвольно включаться и выключаться без вашего участия? Оказывается, все эти вещи могут быть признаками прослушки. Об этом в интервью агентству «Прайм» рассказал глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.

В числе прочего он отметил, что узнать, прослушивают вас или нет, очень сложно, поскольку для этих целей, как правило, используется высокотехнологичное оборудование. Иногда на смартфон жертвы устанавливается специальное программное приложение, которое скрыто в памяти телефона, так что владелец его попросту не замечает (зато замечает смартфон – потому и батарея садится раньше времени). Некоторые «следопыты» предпочитают более изощренные махинации, обнаружить которые еще труднее.

Как узнать, что вас прослушивают, и можно ли этому противостоять? «МИР 24» спросил у эксперта по информационной безопасности Алексея Лукацкого.

«Сегодня не так сложно организовать прослушивание конкретного абонента, если мы говорим о мобильной связи, – сказал он. – И для этого, кстати, не всегда обязательно устанавливать какие-либо приложения на смартфон своей жертвы. Иногда достаточно просто использовать направленный микрофон, который продается на любом радиорынке за очень небольшие деньги, и, будучи направленным на жертву на очень большом расстоянии вплоть до целого километра, он может снимать голосовые данные с интересующего человека».

Направленный микрофон обладает высокой чувствительностью и узконаправленным действием, благодаря чему позволяет фильтровать лишние шумы и улавливать узконаправленный поток звука. Но этот способ позволяет услышать лишь одну часть диалога – со стороны того, на кого направлен микрофон.

Еще один вариант прослушки – это создание так называемых фальшивых базовых станций.

«Базовые станции – это те вышки, к которым подключаются наши смартфоны. Можно с помощью компьютера и специального программного обеспечения, которое можно скачать в интернете, создать фальшивую базовую станцию и, находясь относительно поблизости от жертвы, перехватить весь голосовой трафик на себя, а потом уже передавать его на легальную базовую станцию. В этом случае злоумышленник превращается в такую точку посередине, которая позволяет ему прослушивать весь голосовой трафик, ну а в ряде случаев и, конечно же, [просматривать] эсэмэски и все, что отправляется с телефона, если оно не шифруется», – добавил Лукацкий.

 

При наличии квалификации проделать все это не так уж сложно, уточнил он: достаточно ноутбука, программного обеспечения и антенны, которая будет перехватывать данные на себя.

«Понятно, что человек со стороны все вместе это никогда не соединит, даже по инструкции, – подчеркнул эксперт. – Но более-менее подкованный специалист это может сделать».

К сожалению, обнаружить прослушку в своем телефоне непросто, и еще сложнее ее предотвратить. Но кое-что сделать все-таки можно.

«Учитывая, что прослушка – это достаточно специфический вид бизнеса, который, в отличие от каких-то других направлений, не является очень популярным, то, наверно, программ, которые целенаправленно выискивают на смартфоне «вредоносы», которые занимаются прослушкой, я не знаю. Допускаю, что здесь работают стандартные правила проверки тех приложений, которые устанавливаются на смартфон.

Но если смартфон «джейлбрейкнутый» (от англ. jailbreak (взлом) – процедура взлома операционной системой iOS, позволяющая получить несанкционированный доступ к файловой системе устройств Apple) или «рутованный» (от названия аналогичной процедуры с устройствами Android), то такого рода программа может стоять незаметно для пользователя, без иконки, и отследить ее без соответствующей квалификации будет достаточно затруднительно», – объяснил специалист Cisco Systems.

Что касается совета Дениса Кускова обратиться за помощью в сервисный центр, то здесь Лукацкий признался: особых надежд на специалистов техподдержки он бы возлагать не стал.

«Вряд ли в сервисном центре работают специалисты по прослушке, поэтому все, что может сделать специалист сервисного центра – посмотреть, [есть ли] какие-то явные отклонения работы смартфона от общепринятых. Поэтому если вредоносная программа, перехватывающая голос, написана качественно, специалист техподдержки ее, разумеется, никак не выявит. Он сможет порекомендовать (либо сам переустановит) программное обеспечение, но при качественном программном обеспечении даже переустановка не сильно помогает», – констатировал Лукацкий.

Теоретически, если специалист техцентра достаточно квалифицирован, он сможет выявить список программ, которые установлены и запускаются, но определить, с какой целью они запускаются, он вряд ли сможет, подытожил эксперт.

Автор: Соловьева Екатерина

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here